dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Творческая работа с цветом

Для чего нужно поливать самому эмульсию, подбирать фактуру бумаги и окрашивать отпечатки? Все эти операции весьма трудоемкие, но посмотрите на результат! Фотограф получает возможность собственными руками изготовить отпечаток, подчеркивающий самые тончайшие нюансы фотоизображения — уникальный отпечаток, который невозможно в точности повторить дважды. Среди изобилия средств такой индивидуальной обработки — краски. Наиболее важными свойствами красок являются структура, прозрачность, долговечность, светлота и насыщенность. Последние две характеристики вкупе с цветовым тоном определяют цвет краски. Цветовым тоном называют такую характеристику краски, которая может быть объективно выражена длиной световых волн от 400 до 800 миллимикрон и соответствует определенному месту в шкале солнечного спектра, независимо от светлоты и насыщенности. Прозрачные или лессировочные краски просвечивают, год ними хорошо чувствуется светлое основание. Малопрозрачные краски просвечивают плохо: они скрывают основание, на которое нанесены, и называются кроющими или корпусными. Цвет прозрачных красок лучше всего заметен тогда, когда они рассматриваются на просвет, или когда свет хорошо отражается поверхностью, на которую они нанесены. Если, например, прозрачной светло-коричневой краской (растворимый кофе) покрыть белую бумагу, цвет будет хорошо заметен. Но на черной он почти исчезает. Если же взять кроющую краску — сурик или охру, то цвет краски будет виден и на черной бумаге. Одним из наиболее важных технических свойств красок является их светлота. Белила будут самой светлой краской, черная — самой темной. Насыщенностью краски называют степень ее наполнения определенным цветом. Фотоотпечаток уже имеет определенный рисунок разной степени светлоты, и при окрашивании подложки стоит задача сохранить его. Поэтому здесь внимание будет уделено только прозрачным краскам. К тому же они лучше просвечивают и прочнее соединяются с основанием.



Чай

Приступая к окраске бумаг чаем, следует в общих чертах представлять химические свойства этого напитка. Путем специальной технологии обработки из свежесобранного чайного листа на чайных фабриках получают четыре вида чая: зеленый, желтый, красный, черный. Для производства черного чая лист подвергается завяливанию, скручиванию, ферментации и сушке. Зеленый чай является неферментированным, так как завяливание и ферментация исключаются из процесса его приготовления, а листья подвергаются лишь обработке горячим паром. Красный и желтый чаи являются промежуточными видами между черным и зеленым. Красный подвергается неполной ферментации, а желтый — частичной. Все эти моменты следует учитывать при выборе чая для окраски бумаги. Цвет чая определяют пигменты: танин, хлорофилл и ксантофил — и такие составляющие этого напитка, как теарубигины и теафлавины. Цвет чайного настоя может варьироваться от светло-зеленого до темно-оливкового, от желтого до темно-бурого, от розового до красно-коричневого. Красно-коричневые тона чаю придают теарубигин, золотисто-желтые — теафлавины. Последние весьма нестойкие и при окислении превращаются в теарубигины. Именно поэтому постоявший чай быстро буреет и становится мутным. Окрашивание подложки фотобумаг можно производить путем купания листа в ванночке или нанесения красящего вещества кистью, если надо окрасить отдельные места изображения. Для окраски чай заваривается крепким, а затем охлаждается. На образцах бумаги проверяется тон ораски и требуемая степень разбавления водой. При окрашивании отпечатка в растворе он должен быть все время в движении, иначе могут возникнуть полосы и пятна. Перед сушкой необходимо ватным тампоном собрать капли. Для лучшего смачивания в раствор чая можно добавить несколько капель поверхностно-активного вещества. Сортов чая — несколько сотен, описать их цветовые свойства здесь просто невозможно. Замечу лишь, что темный цвет настоя характерен для индийских сортов, светлый — для китайских. Однако напомню еще раз — в каждом случае необходимы пробы.

Цветочный чай «КАРКАДЕ»

Сушеные щетки или лепестки гибискуса при заваривании или кипячении дают густо окрашенный раствор малиново- бордового цвета. На разного качества бумагах он дает разнообразную окраску, которая зависит от времени выдержки в растворе.

Кофе

Для окраски бумаг следует применять лишь растворимый кофе. Порошок растворимого кофе сохраняет красящие свойства натурального кофе. В то же время в растворимом кофе отсутствуют липиды и эфирные масла, которые могут давать жирные пятна на бумаге. Еще одно неоспоримое преимущество растворимого кофе — отсутствие осадка. Натуральный кофе в зернах или молотый для окрашивания непригоден, так как содержит много жира — до 14 процентов. Только опыт покажет, на какой степени крепости раствора кофе надо остановиться в каждом конкретном случае — предварительные пробы необходимо проделать на образцах бумаги будущего отпечатка.

Пиво

Старые английские гравюры получали свой благородный цвет от увлажнения бумаги специально сваренным темным пивом «Портер». Окрасить свой отпечаток этим естественным красителем можете и вы. Главное — по ходу окраски не переборщить с его дегустацией... Для наших целей больше всего подходят английский или южно-германский «Портер». При их варке не используют сахар.

Другие красители

Для придания бумаге определенного цвета или оттенка можно воспользоваться пищевыми красителями: клюквенным соком, отваром луковой шелухи или различных трав и прочее. Если же вам не кажется столь романтичным возиться, подобно шаману, с кипящими кастрюлями, чайниками и кофейниками, то вы можете значительно упростить окраску своего творения, приобретя готовые прозрачные краски для позитивной ретуши. Например, немецкая фирма Hama выпускает их в 15-мл флаконах с пипеткой — всего 39 различных цветов. Вообще интересны любые творческие методы работы с фотографией, к ним можно отнести и бромоль, и нестандартный подход к работе с освещением, и введение в процесс работы дополнительных работников по творческому цеху, например, визажиста. Остается набраться сил, выделить время и отдаться творческому потоку.