dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Бромоль

В начале двадцатого столетия бромоль стал любимым процессом фотографов-пикториалистов всего мира. На фотографических выставках появились отпечатки сделанные этим способом. Пик популярности продолжался вплоть до начала Второй мировой войны.
Прекрасные, мягкие и живописные отпечатки, сделанные бромолем украшают лучшие салоны и музеи мира. Бромоль - простой в изготовлении способ, позволяющий использовать немногие готовые сорта фотобумаги или специально приготовленную для этого процесса бумагу. Со временем фотографы усовершенствовали бромоль, внося в него все больше и больше нового, начиная от изготовления изобретенного ими отбеливающего раствора до способа нанесения краски.

 

Метол-гидрохиноновый проявитель по Э. Майеру:
Метол -3 г
Сульфит натрия - 80 г
Гидрохинон - 6 г
Углекислый натрий - 60 г
Бромистый калий - 0,5 г
Вода -1 литр.

Свежеприготовленный проявитель работает мягко. Если вы решили сделать много отпечатков, то с каждым последующим проявлением снимков необходимо добавлять запасной раствор, чтобы он не истощался и работал стабильно, давал копии нужной силы.
После проявления и промывки в воде отпечатки опускают в фиксаж. Раствор фиксажа может быть нейтральным или кислым. Раствор состоит из 10-15% гипосульфита с метабисульфита или без него, смотря каким раствором вы пользуетесь. Фиксирование продолжается 10 минут. После этого отпечаток промывается в воде в течение 30 минут. В случае, если промывка идет в проточной воде, необходимо следить, чтобы струя не попадала на отпечаток со стороны желатинного слоя.
По окончании промывки отпечатки вешают для сушки. Отбеливать отпечатки сразу после промывки не рекомендуется. Это делается для того, чтобы:
- во-первых, желатинный слой укрепился,
- во-вторых, после отбеливания происходит исчезновение изображения и можно запутаться, поэтому на сухом отпечатке карандашом слегка обрисовываются основные контуры рисунка.
В ходе отбеливания происходят следующие видоизменения в желатино-серебряном слое: металлическое серебро переходит в галоидное, при этом желатин дубится пропорционально количеству восстановленного металлического серебра. Там, где были темные места на снимке, задубление происходит сильнее, слабея в полутонах, на самых светлых участках оставаясь без изменений, т. е. желатинный слой не дубится. Если отбеленный отпечаток перенести в теплую воду, вынув через определенное время, удалить лишнюю воду, как это делается в масленом процессе и начать наносить краску, то уничтоженное изображение в ходе отбеливания будет вновь появляться, но только вместо серебряного изображение будет воссоздано при помощи краски. Краска будет хорошо ложиться на надубленные места отпечатка и плохо или совсем не будет оставаться на разбухших участках.
Когда фотографы осваивали процесс отбеливания, который считается особенностью бромоля, было создано большое количество рецептов. Я насчитал более двадцати пяти рекомендаций по составлению отбеливающего раствора. Сейчас, в основном, используют уже хорошо зарекомендовавший себя отбеливатель:
Сернокислая медь - 30 г
Бромистый калий - 30 г
Двухромовокислый калий - Зг
Серная кислота 10% -15 мл
Вода - 500 мл

Используют 1 часть рабочего раствора с 9 частями воды. Отбеливание должно произойти в течение 10 минут, если происходит быстрее, то раствор разбавляют водой. Нужно стараться, чтобы время оставалось постоянным. В ходе работы раствор истощается, его нужно вылить и составить новый. Если по каким-либо причинам отбеливатель не подходит, можно пробовать другие рецепты. Перед их описанием хотелось бы предостеречь тех, кто соберется освоить бромоль от возможных ошибок.
Большинство неудач у начинающих возникает от недостатка выдержки и упорства в работе. Получив сначала неудовлетворительный результат, фотограф списывает это на отбеливатель, затем начинается бурное искание и изготовление других рецептов, однако и в этом случае результат остается неудовлетворительным.Тогда просто ставят точку в работе и вспоминают период освоения бромоли с гордостью: "я его пробовал делать". И только более настойчивые остаются верны бромоли, упорно осваивая "таинственный рецепт" и создают настоящие художественные произведения, которые высоко ценятся как у нас, так и за границей.


Из многочисленных рецептов отбеливателя опишу некоторые из них.

Отбеливающий раствор по Смиту:
10% раствор сернокислой меди - 20 частей
10% раствор бромистого калия -10 частей
10% раствор хромовой кислоты -1 часть
 Температура раствора 25 градусов. Смешивают 30 частей отбеливателя с 40 частями воды. Использовать готовый раствор можно спустя 2 часа по¬сле приготовления. Полезно перед употреблением в растворе отбелить несколько ненужных отпечатков, для того чтобы он созрел.

Отбеливатель по Майеру:

Раствор А
Сернокислая медь - 20 г.
Вода-100 куб. см.

Раствор Б
Калий бромистый - 20 г
Вода -100 куб. см.

Раствор В
Насыщенный на холоду раствор двухромовокислого калия

Запасной раствор
Раствор А - 3 части
Раствор Б - 3 части
Раствор В -1 часть

На каждые 100 куб. см. запасного раствора добавляют 1 куб. см. концен¬трированной соляной кислоты. Добавляют по каплям до тех пор, пока мутная смесь не станет прозрачной. Соляную кислоту можно заменить уксусной. Для употребления раствор разбавляют двумя частями воды.

Отбеливатель по Дювивье:

Раствор 1
Хромовой кислоты -1 г
Вода-180 куб. см.

Раствор 2
Сернокислая медь-15 г Вода - 200 куб. см.

Раствор 3
Бромистый калий 10%- 90 куб. см.

Смешивают растворы №2 и №3, после чего добавляют к ним раствор №1. Данный раствор переливают в огнеупорную стеклянную химическую посуду и кипятят 10 минут. После охлаждения раствора в него добавляют воды, чтобы общий объем составлял 500 куб. см.
Раствор хорошо сохраняется и служит очень долго. Перед употреблением в свежеприготовленном отбеливателе полезно выбелить несколько не¬нужных отпечатков.

Отбеливатель с хлористыми солями:

Раствор 1
Хлористая медь - 36,5 г Хлористый натрий - 270 г Соляная кислота - 0,6 куб. см. Вода -1000 куб. см.

Раствор 2
Двухромовокислый калий -12,5 г
Вода-1000 куб.см.
Рабочий раствор
Раствор 1 -1 часть
Раствор 2 - 2 части
Вода - 2 части

Рекомендации по этому раствору читайте ниже.
Список отбеливателей можно продолжить, но вы сможете и сами найти их в специальной литературе по бромоли.

Сухой отпечаток отбеливается при неярком искусственном освещении. Его опускают в раствор, температура которого должна быть 18-20 градусов. Держат до тех пор, пока серебряное изображение не отбелится вплоть до глубоких теней и на самой бумаге останется слабое коричневатое или зеленоватое изображение, в зависимости от сорта бумаги и от состава отбеливающего раствора. На отбеливание уходит от 7 до 10 минут.
После этого отпечаток тщательно промывается в воде комнатной температуры (18-25 градусов) до полного удаления желтой окраски. Так как фотографические бумаги сделаны не для бромоля, то операцию отбеливания полезно повторить. Для этого первоначально отбеленный отпечаток следует промыть и, не фиксируя, проявить на свету, промыть и высушить, после чего отбелить второй раз, промыть, отфиксировать и после окончательной промывки в течение 30 минут матрицу высушить. После промывки отбеленный отпечаток фиксируется в 10% растворе гипосульфита, снова тщательно промывается и высушивается. Для появления зернистой структуры на матрице полезно просушить фото при температуре 60 градусов, обеспечив сильную вентиляцию воздуха. Лучше это делать в сушильном шкафу.
При применении отбеливающих растворов, в состав которых входит соляная кислота, после промывки рекомендуется отбеленный отпечаток опустить на 1 минуту в 1% раствор серной кислоты, где остаточное изображение полностью исчезает. Затем отпечаток промыть в воде, отфиксировать в 10% растворе гипосульфита и потом промывать в течение продолжительного времени. Немедленное пигментирование хотя возможно, но нежелательно, так как желатиновый слой после всех процессов теряет свою прочность и легко пробивается при работе щетинной кистью.
Важно знать, что в процессе отбеливания необходимо придерживаться следующих правил:
Кюветы должны быть чистыми, перед употреблением их промывают отбеливателем с последующей промывкой водой, Все работы с отбеливателем производятся при слабом рассеянном или искусственном свете.
Температура растворов и промывочной воды должна быть одинаковой 18-25 градусов.
Отбеливание отпечатков производить по одному. После отбеливания отпечатки тщательно промывать 30 минут. Не касаться пальцами рабочей поверхности отпечатка, и при промывке струя воды не должна попадать на него. Не употреблять растворы ниже 18 градусов.
Фиксирование производить только в свежем растворе, при окрашивание в зеленоватый цвет, его выливают. Отпечаток обрабатывается по всей поверхности. Растворами лучше пользоваться один раз.
 Для вызывания рельефа окончательно высушенный отпечаток предварительно размачивается в течение 15 минут в воде комнатной температуры (18-25 градусов), причем нужно следить за тем, чтобы все части отпечатка были погружены в воду. Пока отпечаток размачивается, следует подготовить рабочее место.
После предварительного размачивания, отпечаток переносится в кювету с водой (температурой 30-35 градусов). Время пребывание в воде определяется опытным путём.
Возможно, ваша бумага будет давать рельеф уже в холодной воде. Возможно, температуру потребуется поднимать до 45 градусов или выше.
Контролируют процесс каждые 15 минут. Если температура воды за это время падает, тогда матрицу вынимают и доливают горячую воду, поднимая температуру до нужной, пользуясь для контроля термометром. После этого отпечаток вновь опускают в кювету.
Бромосеребряные бумаги имеют более твердый слой, чем те, которые используют в масленом процессе, и для вызывания рельефа на снимке приходится пользоваться водой с высокой температурой и увеличивать время размачивания. Для поднятия рельефа на бумагах, имеющих высокую точку плавления слоя, в воду добавляют несколько капель нашатырного спирта на 1 литр воды.
Надо помнить, что очень высокий рельеф дает контрастный отпечаток, а низкий, наоборот, вялый. Только опытным путём, комбинируя степень набухания слоя и меняя густоту краски, можно найти оптимальное решение для нормальной градации готового бромольного отпечатка.
После того как матрица даст требуемый рельеф, её осторожно вынимают из воды, поднимая за один из углов, и кладут на заранее подготовленное стекло желатинной стороной кверху. Для того чтобы матрица оставалась во влажном состоянии, и быстро не высыхала, под неё кладут несколько слоев фильтровальной бумаги смоченной водой. Затем всю конструкцию вместе со стеклом ставят несколько наклонно и приступают к пигментированию.
 
Как говорилось раньше, существует несколько способов нанесения краски, один из первых опубликованных рецептов в России принадлежит профессору Намиасу. Его способ дословно заключается в следующем:
Небольшое количество жесткой типографской краски смешиваете с десятикратным количеством французского скипидара. Взяв на большую кисть краску, быстро наносите её на поверхность отпечатка и продолжаете обрабатывать отпечаток легкими толчками. Тогда, как из тумана, начнут появляться сильные света, сгущая тени и появляться детали. Это происходит оттого, что скипидар постепенно улетучивается, а краска становится все гуще и сползает с сильных светов на кисть, а в тенях - с кисти на отпечаток. Уже после короткой обработки, изоображение становится ясно видным, но в светлых местах детали отсутствуют; не смущайтесь этим и продолжайте обрабатывать отпечаток до выработки всех подробностей в тенях, а выработав их, возьмите 3 части жесткой и 2 части мягкой типографской краски и размешайте ее с 4 или 5-кратным количеством следующей смеси:
Французского скипидара 10 куб. см.
Керосина 20 куб. см.
Мягкая краска наносится на светлые места точно так же, как жесткая -на тени. При пигментировании нужно смотреть, чтобы мягкая краска набивалась только там, где нужно, и не делала тени непрозрачными.
Там, где не хватает силы, можно обработать мягкой краской. Избыток краски удаляется короткими и отрывистыми ударами чистой кистью.
При этом способе нанесения краски заканчиваются очень быстро. Если готовый отпечаток вам не понравился, то краску легко удалить куском ваты, смоченной бензином, и потом положить отпечаток на 5-10 минут в воду. После обычной сушки отпечаток можно пигментировать снова.
Профессор Р. Намиас предостерегает от применения плохих сортов французского скипидара, которые содержат в себе много смолы. Флакон со скипидаром должен быть тщательно закупорен, а то эфирные части скипидара улетучатся, и оставшаяся жидкость будет непригодна для нашей работы.
При этом способе пигментирования работать нужно проворно. Хороший результат зависит от правильного количества краски, нанесенной на отпечаток при первом пигментировании. Слишком много краски дает жесткий отпечаток, слишком мало - мягкий.
После пигментирования производится сушка, ретушь и монтаж самого отпечатка, также как в масленом процессе.
В 2007 году исполнится ровно 100 лет, с момента публикации этого замечательного и удивительного способа - бромоли. Остается три года, чтобы подойти к этой дате с новыми фотографиями, выполненными в технике бромоль. Верю, что наши фотографические союзы, галереи, журналы организуют большую и по-своему уникальную выставку с вашими работами. Стоит для этого хорошо поработать, и даже если у вас получится только один отпечаток, он будет дорог по-своему. Ведь сколько ночей и дней вы потратите, чтобы получить всего лишь одну неповторимую для каждого из нас фотографию.

Клейменов В.