dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Советские фотоаппараты

Быть может, снова займут свое рабочее место эти хотя и устаревшие, но еще не старинные аппараты и нынешние дети с вечным энтузиазмом юности будут крутить диски выдержек и кольца диафрагм, делая свои первые, но совсем не последние кадры. Нам не очень верится, что собранная по сусекам старина возродит многомиллионную армию фотолюбителей прежних времен. Но даже пять или десять процентов успеха оправдают вложенные в статью усилия.
Почему до сих пор мы писали в основном о камерах зарубежных? Они являются показателем современного мирового технического уровня, который, увы, совершенно невозможно иллюстрировать на примерах продукции отечественной. Ознакомление читателей с мировым уровнем и его новинками - главная задача: фотографы должны знать, что позволяет современная техника. В нашей истории, к сожалению, невозможно забыть время, когда о зарубежной технике писать было просто запрещено. Единственный фотографический журнал тех лет под бдительным присмотром идеологически непогрешимых главных редакторов не допускал по сути дела даже тонкой струйки объективной зарубежной информации, дабы не дразнить недостижимым советского трудящегося и не порочить уровень отечественного фотоаппаратостроения.


Наш нынешний всплеск интереса к загранице - своего рода реванш за упущенное и за нервы, потраченные, по выражению А.С.Солженицына, в бесславной борьбе теленка с дубом. Старые камеры, в том числе и советские, делались прочно и, как правило, надежно. Внешне они могут прекрасно выглядеть и сейчас. Но им все-таки исполнилось 30, 40, а то и 50 лет. Годы не красят ни людей, ни технику, даже если она просто лежала не работая.
Поэтому первое, чем нужно заняться - это проверить исправность и правильность технических характеристик аппарата. За время хранения наверняка засохла смазка, если влажность была повышенной, могла появиться коррозия, если, наоборот, воздух был слишком сухой или жаркий, обычно пересыхают и становятся ломкими матерчатые прорезиненные шторки фокальных затворов. В идеале такой аппарат следовало бы перебрать, очистить от грязи, заново смазать. Сделать это способен любой рукастый мужик при наличии несложного инструмента, аккуратной работы и внимательности.
Старые камеры - это чистая механика, и возня с ними не сложнее ремонта механических часов. Сложнее другое: даже когда все работает, убедиться, что все работает как нужно. Особое внимание - отработке выдержек. Проверить их точность на глаз невозможно, а ошибки чреваты испорченными кадрами и сопутствующими денежными потерями. Это раньше, когда чeрно-белая пленка стоила 35 копеек, а цветная меньше рубля, такие жертвы можно было пережить без слез.
Контроль точности работы затвора доступен хорошо оборудованной сервис-службе. Даже если они не соответствуют номинальным (например, при установке 1/100 с отрабатывается 1/50), работе это всего лишь неудобство, а не помеха. "Переградуируйте" головку выдержек на новые значения - и реальная экспозиция останется правильной.
Другой "подводный камень" - реальная потеря качества на современных пленках. Они рассчитаны на новую оптику с ее исправленной цветопередачей и высоким контрастом, точную фокусировку. Старая техника может быть в этих отношениях более "грубой", и окончательный результат, то есть снимок, иногда заметно, прямо "на глаз", будет не в лучшую сторону отличаться от аналогичного снимка, выполненного современной камерой. Но у старой техники есть и огромный плюс - она не перегружена автоматикой (вплоть до ее полного отсутствия), требует ручных установок параметров, а, следовательно, и сознательного отношения к съемке. Для начинающих это решающе важно - с автоматическими камерами творческой съемке научиться невозможно. Хороший фотограф не может быть просто "нажимальщиком", в которого его превращает современный автомат, особенно из семьи компактных камер.
Таким образом, не ждите от старой техники чудес, по мере сил сочетайте ее с новой, но и не пренебрегайте возможностями, которые она вам способна подарить. При всех сделанных выше оговорках мы убеждены, что снимать старым исправным увесистым металлическим ФЭДом или Зорким гораздо приятнее и информативнее, чем легкой как пушинка пластмассовой автофокусной "мыльницей".

 

Смена

Зато рожденное на Ленинградском ГОМЗе (позднее - ЛОМО) семейство как нельзя лучше соответствовало сути своего имени. "Каждому советскому труженику - доступный по цене фотоаппарат" - этот лозунг партии и правительства имел целью создать самое массовое фотолюбительство, приобщить миллионы к интересному и творческому увлечению. Смена, без сомнений, выполнила эту задачу, став основой технического оснащения всех возрастных групп - от школьников -пятиклассников до солидных отцов семейств, берущих в отпуск надежную камеру своего отпрыска.
25 моделей носили такое название, не менее 33 миллионов экземпляров камер было выпущено и продано с 1953 по 1995 г., пока гидра западного капитализма не задушила самобытность наших заводов и не заполнила прилавки потоками импортных автоматических "мыльниц", выкинувших из фотолюбительства всю его творческую суть и низводящих владельца к уровню простого нажимальщика на спусковую кнопку.
Но иронию в сторону: Смена действительно была отличной для своей цены надежной камерой. Даже черный пластмассовый корпус был настолько толстым и прочным, что не раскалывался после удара о камни. А отлично отработанный центральный затвор в столь же отработанном стеклянном трeхлинзовом объективе-триплете выполняли основную миссию получения приличного изображения без претензий на какие-то излишества рекламного характера.
Однако чтобы сохранить достойную нашей летописи правдивость, вернeмся ещe на 14 лет назад, в суровые предвоенные годы. Там же, на ГОМЗе, появилась первая Смена (конструктор И. Шапиро), ни по дизайну, ни по конструкции не послужившая прототипом своей послевоенной однофамилицы. Это была клап-камера (мех с распорками) из бакелита, рассчитанная на бескассетную зарядку 35-мм перфорированной пленкой. Что-то около 20 кадров обычного формата 24x36 мм получалось на одной такой зарядке, защищенной от засветки ракордом из чeрной бумаги. Простой объектив - триплет 50 мм f/6,8 и простейший секторный затвор всего с двумя выдержками - 1/50 с и В. Фокусировка по метражу вращением передней линзы, видоискатель откидной рамочный, перевод плeнки большим диском на боковой стенке. Вся камера очень напоминает любительский Kodak Bantam 1935 г. и, будучи очень редкой, вызывает большой интерес у коллекционеров.
Послевоенная Смена была оригинальной разработкой того же конструктора. Она оказалась настолько удачной, что не только выдержала до первой модификации двухмиллионный тираж, но и послужила образцом для заграничного производства в КНР (модели Чанг Янг и Хуа Шан). Это приятно, так как обычно было наоборот.
Первые Смены - простые "метражки" с перемоткой пленки из кассеты в кассету, для зарядки снималась задняя крышка. Объектив Т-22 40 мм f/4,5 имел вполне удовлетворительную светосилу и достаточный набор выдержек центрального затвора - от 1/200 до 1/10 с и В. Блокировки протяжки пленки со срабатыванием затвора не было - пожалуй, это единственная автоматизация, об отсутствии которой стоило пожалеть (и которая так и не появилась даже на самой последней камере серии - Смене-8М, из-за чего неопытные фотографы часто накладывали кадры друг на друга, а опытные пользовались возможностью неограниченной мультиэкспозиции). Через два года камеру снабдили автоспуском и синхронизатором, и она была переименована в Смену-2, а появление куркового взвода превратило еe в Смену-3 и 4. Все эти модификации ГОМЗ выпускал до 1961 г., передав в 1957-1958 гг. часть производства первых Смен на Минский механический завод (ММЗ). Так эти самые массовые камеры и делались "в четыре руки" в двух братских республиках, пережив изменения шкалы выдержек (1/250 - 1/8 с), формы корпуса и спусковой кнопки. Минчане и здесь поиграли в самобытность, создав свою "почти Смену", только со скруглeнными боками и оригинальной зарядкой, названную Весной (1962-1966).
К концу 1950-х гг. созрела необходимость более существенных улучшений. У Смены-5, 6, 7 и 8 обновились объективы и затворы, а воронкообразная крышка объектива при перевeртывании играла роль солнечной бленды. Корпус стал более зализанным, а барабан перемотки пленки скрылся под верхней крышкой. Серия жила целое десятилетие и пополнила любительский арсенал на несколько миллионов камер. Так завод постепенно подбирался к одной из своих самых массовых и долгоживущих моделей, которая под названием Смена-8М выпускалась четверть века (1970-1995) и превысила по объему выпуска 20 млн. экземпляров. Новая форма корпуса и новый дизайн делали камеру весьма привлекательной, хотя техническая начинка по сути дела не изменилась. Под названием Космик-35М она успешно экспортировалась, предлагая покупателю в полном смысле за гроши проверенную механику на фоне бурно размножавшихся электронных "мыльниц". За пять лет до кончины Смена-8М подверглась ещe одной дизайнерской операции и со своим уменьшенным корпусом, центральным синхроконтактом и почти миллионным тиражом вошла в историю под названием Смена-35.
Вершиной технико-механических улучшений оказались Смена-Символ и Смена-19 (1970-1991). По-прежнему пластмассовая, она имела рычажный взвод затвора, сблокированный с транспортировкой плeнки, автоматический счетчик кадров, сбрасываемый на ноль при открывании задней крышки, зарядку стандартной кассетой и постоянно установленной приемной катушкой. Рулеточная обратная перемотка, управление по символам и бескабельный синхроконтакт довершали осовременивание. Во всeм семействе Смен самым большим недостатком является метражный способ фокусировки. Промашка "на глаз" по метрам при полностью открытой диафрагме оборачивалась нерезкостью, особенно огорчающей начинающих. В качестве дополнительного приспособления в помощь таким бедолагам выпускался дешевый и неплохой приставной оптический дальномер (фодис) в кожаном, а затем пластмассовом футлярчике, вставляемый в полозки камеры.
На довольно стабильном вертикальном генеалогическом древе Смен (ведь прямо позавидуешь - за 25 лет камеры коснулись самые несущественные по сути дела модернизации) изредка появлялись некие боковые ответвления - ответ завода на вызов мировых рынков. Одно из них - Смена-Рапид и SL (1968-1977). Обе камеры при идентичных Сменам характеристикам предназначались для специальной зарядки 12-кадровой плeнкой в кассетах Рапид (подобных Агфа-Карат), производство которой так и не одолела отечественная промышленность.
Если выстроить в ряд все модели Смен, получится довольно выразительное и красочное зрелище. Разные по форме, по дизайну и даже по цвету, эти камеры объединены одной очень важной общностью. Это, так сказать, обнажeнность процесса съемки, без которой по-настоящему научиться снимать просто невозможно. Нельзя избавиться от понятий выдержки и диафрагмы, их связи в правильной экспозиции, их взаимного влияния и влияния на такие определяющие качество снимка характеристики, как глубина резко изображаемого пространства или смазывание движущегося сюжета. Необходимость каждый раз вручную устанавливать экспозиционные параметры и оценивать расстояние до объекта вырабатывали у начинающего существеннейшие навыки правильной техники съемки, которые затем плавно переходили в творческий поиск выигрышных сюжетов и выразительных композиций. А центральный затвор позволял снимать со вспышкой при всех выдержках, превосходя в этом отношении любую камеру со шторным затвором тех времен. Впрочем, почему позволял? Если камера в рабочем состоянии, и сейчас позволяет. Не всякая современная импортная зеркалка обеспечит вам синхронизацию на 1/250 с.
Смена была основным учебным инструментом в распространенных в то время фотокружках: школьных, молодежных и даже для вполне зрелой по возрасту публики. И этот инструмент был не только учебным, но и вполне рабочим. Доказательство тому - выигранные пари и споры, когда несколько ведущих репортеров, имея самое современное оснащение, брались сделать снимок на обложку знаменитых общесоюзных иллюстрированных журналов именно стандартной Сменой. Лишнее доказательство тому, что снимок делает не камера, а фотограф и что его главным творцом должна быть ваша голова, а не сложная автоматика современных электронных созданий.

 

ФЭД

В эпоху абсолютного господства механических дальномерных камер производители пытались подражать лучшим образцам, из которых выросли новые знаменитые семейства. А их и было-то всего два, и оба немецких - Leica фирмы Лейц, Ветцлар (серийное производство с 1925 г.) и Контакс фирмы Цейсс-Икон (1932). Совершенство и завершeнность этих кумиров своего времени были столь велики, что, пожалуй, ни одна крупная фирма не избежала естественного соблазна повторить их в более или менее удачных копиях, обещающих отличный сбыт и немалые доходы. Да это и неудивительно - ведь переход на многокадровую малоформатную плeнку знаменовал отказ от полувекового диктата пластиночных аппаратов с их габаритами, весом и неоперативностью. Преимущества нового формата были поистине революционными и открыли новую эру в развитии фототехники на следующие 35-40 лет.
Вот как преподносит эти преимущества фирма Leitz в первом каталоге на русском языке, выпущенном в самом конце 1931 г.: "Темп современной жизни и быстрое течение событий требует от фотоаппарата постоянной готовности к съeмке. Обычно небольшие количества пластинок и пленок, вмещаемых в самом аппарате, уже не удовлетворяют, так как очень часто не хватает времени, да и не представляется возможность перезаряжать во время спешной съeмочной работы. Учитывая все эти обстоятельства, мы несколько лет тому назад выпустили нашу сейчас уже всемирно известную Лейка-камеру со всеми еe неоспоримыми преимуществами и усовершенствованиями. Лейка - камера, рассчитанная именно на снимки малого формата 24x36 мм; при желании эти снимки благодаря их чрезвычайной резкости могут быть увеличены до крупнейших размеров или же они без увеличения могут быть использованы для целей проекции. Лейка-камера совмещает в себе всe то, что в наше время необходимо при фотографировании, а именно миниатюрный размер и вес, малый формат снимков, максимальную продуктивность - 36 снимков подряд, чрезвычайную портативность, исключительно резкую оптику при первоклассном механическом выполнении, постоянную, почти моментальную готовность к съемке". После ещe нескольких страниц описания самой камеры, сменных объективов и многочисленных принадлежностей, включая дальномер (встроенного камера еще не имела!), универсальный видоискатель и стереонасадку, следовало набранное крупным шрифтом и заключенное в рамку предвидение, прозвучавшее почти мистически: Лейка - идеал фотографа-любителя и фотографа-специалиста. Лейка - камера будущего.
Массовое появление советских Леек неразрывно связано с именем первого чекиста. Серийное производство копии камеры Leica II было освоено харьковской трудовой коммуной имени Ф.Э.Дзержинского (та самая, педагога Макаренко) в 1934 г. Именем Дзержинского и была названа камера.
За первый год было выпущено всего 1800 камер, однако в 1938 г. завод вышел на уровень 30 000 камер в год. За первую половину 1941 г. было выпущено 16 000 камер ФЭД, а всего до войны - более 160 000. Война надолго остановила жизнь Харьковского завода. Производство восстановилось в 1946 г., однако превысить довоенные показатели удалось лишь в 1951 г., а всего после войны было сделано почти полмиллиона ФЭДов.
В 1955 г. на базе ФЭДа, являвшегося точной копией Лейки, была разработана уже собственная камера, сохранившая леечное резьбовое крепление оптики, но получившая дальномер с увеличенной базой - ФЭД-2. В разных модификациях она выпускалась до 1970 г. Модификации различались объективами, наиболее предпочтительной с точки зрения качества изображения нужно считать камеру с объективом Индустар-61ЛД 52 мм f/2,8, характеристики которого весьма хороши и по нынешним стандартам. Более 1,6 млн. этих камер приобрели советские фотолюбители. С 1961 г. массовой серией выпускался ФЭД-3 - такой же, как и ФЭД-2, вместе с ним в 1966 г. обретший рычаг взвода затвора и протяжки плeнки и менявший объективы. Главное отличие - увеличенный до 1/500 - 1 с диапазон выдержек (против 1/500 - 1/30 с). В те же годы был освоен выпуск камеры ФЭД-4, прошедшей примерно те же этапы развития. ФЭД-4 стал первой харьковской камерой со встроенным экспонометром - весьма полезным прибором для фотолюбителя. К сожалению, точность встроенного экспонометра с годами снижается; возможно, что к настоящему времени практической пользы от него уже не будет. Проверить его работоспособность проще всего с помощью заведомо точного внешнего экспонометра или современной зеркальной камеры со встроенным экспонометром, которая может найтись у кого-нибудь из знакомых (не все же "мыльницами" снимают).
Вершиной эволюции харьковской ветви камер, происходящих "от Лейки", стал появившийся в 1975 г. ФЭД-5. Через два года появились ФЭД-5в (без встроенного экспонометра) и ФЭД-5с. С 1985 г. камеры 5-й серии получили горячий башмак, однако при отсутствии отдельного синхроконтакта он затруднил использование вспышек одновременно со сменными объективами, которые требовали отдельного видоискателя. Эти камеры пережили развал СССР и выпускались в Харькове, по нашим данным, до 1996 г.
К сожалению, к концу своего существования ФЭД потерял изначальное высокое качество, и старые камеры, которые, возможно, хранятся у вас в семье (это вполне возможно - одних только ФЭДов 5-й серии было сделано больше 2 миллионов), могут работать лучше и точнее приобретенных недавно. Такая вот гримаса истории.

 

Зоркий

Семейство Зорких, весьма многочисленное по ассортименту моделей и одно из самых многочисленных по объемам производства, тоже было прекрасно знакомо советским фотолюбителям. Больше 5 млн. камер с этим именем было выпущено Красногорским заводом за 30 лет с 1948 по 1978 г. Это были разные по сложности модели, но все они отличались доступной, рассчитанной на массового покупателя ценой, завидной прочностью металлического корпуса, приемлемым качеством, чисто механической конструкцией, не требующей никаких батареек, и работоспособной в самых некомфортных условиях. Кроме того, это была достаточно совершенная камера системного типа, то есть позволяющая использовать сменную оптику, вспышки, удлинительные кольца и другие приспособления, заметно расширяющие область ее применения. В общем, она оказалась вполне соответствующей своему времени моделью, конкурентоспособной на международном рынке и мало чем уступающей по возможностям (увы, не по классу изготовления) аналогичным любительским моделям зарубежных фирм.
Первые Зоркие - копии довоенных Леек, вернее - выпущенные не в Харькове, а в Красногорске ФЭДы. Для первых моделей характерна леечно-фэдовская комплектация убирающимся внутрь корпуса объективом, что делало камеру в сложенном виде особенно портативной, практически карманной. Общая компоновка - сглаженные формы корпуса, продуманное расположение элементов управления - прошла успешную апробацию еще на леечном прототипе и не вызывает нареканий вплоть до более старших моделей, где завод в собственном конструировании уже перестал бороться за минимизацию габаритов. Зоркий, как и ФЭД, имел матерчатый шторный затвор относительно простой конструкции, и этот элемент, безусловно, самый уязвимый при долгом хранении аппарата. Прорезиненная ткань пересыхает, в ней образуются щели и дырочки, приводящие к засветке пленки. Пересохшие шторки перестают наматываться на барабаны, и затвор просто прекращает работу. Засохшая смазка и ослабление пружины способствуют таким отказам. Так что во многих случаях затвор старых камер приходится не только перебирать, но и основательно подновлять, включая установку новых шторок. До последнего времени они не были дефицитом, и весь ремонт не превращался в неразрешимую проблему.
Набор выдержек в младших моделях был ограниченным (1/500 - 1/20 с), затем у более профессиональных камер (Зоркий-3 и 4) он был растянут до мирового стандарта 1/1000 - 1 с. Иногда для этого использовались две установочные головки, иногда - одна. Вообще заметим, что разница между отдельными модификациями с высоты современного обзора невелика.
Появление синхроконтакта или автоспуска знаменовало новую индексацию (Зоркий-С, Зоркий-2, Зоркий-2С) при сохранении существа неизменным. Действительно полезными нововведениями оказались замена нижней съемной крышки на съемную заднюю (что значительно облегчило зарядку пленки и юстировку оптики) (Зоркий-3), замена круглой головки взвода на рычажный (курковый) взвод (Зоркий-4К) и совмещение окон дальномера и видоискателя (Зоркий-3).
На разные Зоркие ставились разные основные объективы: Индустар-22 и Индустар-50 50 мм f/3,5, Юпитер-8 50 мм f/2, Юпитер-3 50 мм f/1,5. Так как Зоркие с самого начала имели стандартизированный рабочий отрезок (28,8 мм), допускается произвольная замена всех этих объективов в любом сочетании с камерой. Такой же рабочий отрезок имеет и сменная оптика с другими фокусными расстояниями, причем посадочная резьба их при ввинчивании в камеру имеет диаметр 39мм (М39х1).
Выпускалась и полная дальномерная линейка сменной оптики. Она начиналась от сверхширокоугольника Руссар МР-2 20 мм f/5,6 (очень редкий и потому весьма дорогой объектив в наши дни) и включала широкоугольник Орион-15 28 мм f/б (тоже большая редкость), широкоугольник Юпитер-12 35 мм f/2,8, портретник Юпитер-9 85 мм f/2 и телевик Юпитер-11 135 мм f/4. Встречалось также сообщение, что небольшими партиями для Зоркого делались Гелиос-40 85 мм f/1,5, Таир-11 135 мм f/2,8. Для фокусных расстояний от 28 до 135 мм выпускался универсальный видоискатель ВУ револьверного типа, но существуют и отдельные видоискатели для индивидуальных фокусных расстояний. Кроме того, для Зорких делалась стереонасадка, позволявшая на одном кадре получить стереопару, которую после печати в определенном масштабе можно было рассматривать через стереоскоп.
Для любительских съемок Зоркий (любой модели) - очень удобная и надежная камера. Приведите его в порядок, отрегулируйте затвор, поищите 2-3 сменных объектива - и вот бесплатно или за минимальную сумму вы получите прекрасный рабочий инструмент, более оперативный, чем многие однообъективные зеркалки. Фокусировка по оптическому дальномеру (слияние в видоискателе двух половинок расслоенной картинки) быстра, точна, никак не зависит от диафрагмы, установленной на объективе, и легко осуществляется даже при самом слабом освещении. Отсутствие электронной автоматики не требует источников электропитания, и камера не откажет в самой далекой глубинке вроде тяжелого турпохода или альпинистского восхождения. Однако морозов шторный затвор не любит, и зимой камеру лучше носить под пальто.
Какой объектив предпочесть - всецело зависит от ваших симпатий. Индустар-22 устарел, и его замена на Индустар-50 заметно повысит качество изображения. Убирающаяся оправа сделает камеру совершенно карманной, ее, как записную книжку, очень удобно всюду носить с собой во внутреннем кармане куртки или пиджака. Но если вы не гонитесь за особой портативностью, поставьте в качестве основного объектива Юпитер-8 или Юпитер-3. Вы не только выиграете в светосиле, но и получите несколько иной, более "художественный" характер изобразительного рисунка.
Среди Зорких можете найти и их собрата с чужим именем. Это Мир - несколько упрощенный вариант Зоркого-4, ничем, кроме сокращенного диапазона выдержек, по существу от него не отличающийся. Многие модели Зорких имеют коррекцию окуляра видоискателя по зрению, что часто позволяет работать без очков. Можно встретить также и регулировку упреждения синхронизации, ныне эта особенность практического смысла не имеет. Химические вспышки ("магниевые кубики") давно не выпускаются, а для электронных вспышек время упреждения всегда должно быть равно нулю. Если документы на вашу камеру утеряны, год ее производства, как правило (за исключением самых первых партий), определяется по первым двум цифрам номера. Так, № 5800054 означает, что вы имеете дело с 54-й по счету камерой, выпущенной в 1958 г. Это, кстати, справедливо и для других советских камер.

 

Фотоаппарат Москва

Камеры широкоплeночного семейства Москва до наших дней сохранили кое-какие потребительские преимущества, ибо полноценной по всем параметрам (в первую очередь по цене и габаритам) замены потребитель не найдет не только среди отечественной, но и среди современной зарубежной продукции. Конечно, съемка на широкую пленку уже не является столь массовой, как всего два-три десятилетия назад, да и не самое это дешeвое удовольствие, но траты окупаются отличным качеством снимков и возможностью больших увеличений - при умелой съемке, разумеется.
Москва, появившись в 1946 г., сразу была камерой отработанной и проверенной. Родилась она из ещe до войны созданных цейсс-иконовских моделей Ikonta и Super Ikonta, перевезeнных вместе с дрезденскими заводами по репарациям в Красногорск. В первые годы на отечественный аналог ставились даже сохранившиеся из старых запасов родные затворы Компур и Компур-Рапид, замененные затем собственным моментом. Точные аналоги немецких предков выпускались до 1956 г., после чего собственное улучшение в виде модели Москва-5 делалось еще четыре года. Общий объем производства превысил полмиллиона, а доступная постоянно снижающаяся цена, широкая пленка и приличная оптика сделали Москву основным рабочим инструментом фотографов-бытовиков, зарабатывающих свой не легкий хлеб с маслом и икрой съемкой на пляжах, в домах отдыха, санаториях и других местах концентрации жаждущих запечатления трудящихся масс.
Среди имевшейся тогда аппаратуры Москва была, пожалуй, единственным представителем, гарантирующим узнавание своей физиономии на групповых снимках из трeх-четырeх десятков персон. Прекрасные для большого кадра габариты и достаточная оперативность до сих пор делают еe конкурентоспособной как с нынешними широкоплeночными зеркалками, так и с дальномерками вроде Mamiya 7 - камеры, безусловно, современной и превосходной, но отличающейся по цене, по крайней мере, на два нуля, а то и больше.
Москва - прочная складная металлическая камера форматом 6x9 см, с выдвижным мехом, центральным затвором, наводкой на резкость выдвижением передней линзы и переводом кадров по смене номеров на защитной бумажной ленте (ракорде) пленки в смотровом красном окошечке еe задней стенки. Такой перевод пленки, по современным понятиям, очень неоперативен, но тем не менее он прост (мерные механизмы перевода всегда оказывались слабым местом подобных конструкций), а сам перевод сблокирован со спусковой кнопкой на корпусе, что предотвращало случайную двойную экспозицию одного кадра. Впрочем, сознательная многократная экспозиция осуществляется очень просто, если оперировать рычажком спуска, размещенным прямо на затворе. Последний во всех моделях имеет полный набор выдержек от 1/250 до 1 с (в некоторых вариантах от 1/400 с) и В. Объектив Индустар (копия Тессара) с фокусным расстоянием 110 или 105 мм и светосилой f/4,5 (у последней модели f/3,5). В большинстве вариантов имелся автоспуск.
Первенцем этого семейства была Москва-1 без дальномера, то есть с наводкой по метражу, копия Иконты. Наводка "на глазок" - существенный недостаток, так как при длиннофокусном объективе и открытой диафрагме легко ошибиться настолько, что основной сюжет выскочит за пределы глубины резко изображаемого пространства. Этот недостаток устранен в Москве-2 (аналог Супер Иконты), снабжeнной оптическим дальномером, вращающийся клин которого располагался на откидном кронштейне над затвором, а окуляр - в отдельной надстройке на корпусе. Сам процесс наводки осуществлялся вращением небольшого рифленого колесика около объектива, связанного с вращением передней линзы. Этот узел больше чувствителен к долгому хранению камеры без эксплуатации: загустевшая смазка затрудняет вращение и его проходится выполнять, ухватившись за оправу самой передней линзы.
При хранении изменяются также реально отрабатываемые выдержки (пружины затвора ослабевают, особенно если долгое время оставались во взведенном состоянии), а в неаккуратных руках мог пострадать и светонепроницаемый кожаный мех. При пересыхании в нем могут образоваться дырки (особенно на сгибах), через которые засвечивается вся пленка. Таким образом, перед пользованием старой Москвой ее следует тщательно осмотреть, проверить и подновить.
Москва-2 в середине 50-х была преобразована в Москву-4, пожалуй, самую удачную модель. Она обзавелась вторым форматом 6x6 (для этого в кадровое окно вставлялась дополнительная рамка, а в задней стенке было прорезано еще одно окошко) и синхроконтактом - деталью, просто необходимой в современных условиях. Москва-3 также существовала, но это была небольшая партия не пленочных, а пластиночных аппаратов 6x9, очень напоминавшая довоенный Фотокор и ставшая ныне настоящей коллекционной редкостью. Завершилось семейство Москвой-5 с более светосильным, но, увы, менее резким объективом, слегка изменeнным внешним видом (все надстройки на верхней крышке слились в одну) и наиболее массовым выпуском (около 220 тыс. шт.). Отклонение от немецкого прототипа сказалось и на качестве сборки - съемная задняя крышка оказалась менее удобной, чем откидывающаяся на шарнирах, а люфты во всех узлах стали более заметны.
Тем не менее Москва оказалась не только популярной, но и отличной камерой, как бы специально предназначенной для любительских и семейных съемок. Кадр 6x9 допускал контактную печать, такие снимки пользовались успехом в альбомах середины прошлого века. Необходимость нескольких ручных операций перед самой съемкой (установка экспозиции, отдельный взвод затвора, перевод пленки по цифрам и так далее) затрудняла мгновенную репортажную съемку быстро текущих сценок, однако не только позволяла, но даже заставляла более вдумчиво относиться к композиции кадра, добиваясь его завершенности.
Да и сама стоимость каждого кадра, в несколько раз превышающая цену кадра малоформатного, не способствовала бездумному щeлканью. Зато сюжеты излюбленные - группа, пейзаж, даже архитектура - как бы ложились в рамки этого большого, несколько вытянутого кадра, до сих пор оставляя самые приятные воспоминания о прожитом. Камера годилась и для индивидуального, не очень крупнопланового портрета, обеспечивая при этом дополнительную мягкость изображения: объектив с раскрученной до кратчайшего расстояния передней линзой работал не так резко, как установленный на бесконечность. Менее всего Москва оказалась пригодной для таких специальных видов съемки, как репродукция или съемка в крупном масштабе, хотя применение насадочных линз и светофильтров в камере было предусмотрено. В сложенном виде это было удивительно компактное создание, свободно влезающее в боковой карман пиджака или спортивной куртки. Хотя для камеры делались футляры, таскать ее было удобнее прямо так, "голой", прочный корпус это позволял. Какую еще камеру (из современных особенно) на столь большой кадр необременительно, а главное - не жалко прихватить с собой в загородную поездку, лыжную прогулку или поход за грибами? Так что Москва точно еще может оказаться полезной в семейной хронике и для семейного альбома.

 

 

Фотоаппарат Любитель

Любитель существовал очень долго и имел несколько модификаций. Но по сути дела он оставался самим собой - простой, приличной по качеству и очень-очень недорогой двухобъективной зеркальной камерой на широкую пленку. Родился он в Ленинграде на ЛОМО (прежде - ГОМЗ) из Комсомольца - внешне совершенно такого же создания, которое, однако, не было настоящей зеркалкой: его верхняя линза не принимала участия в наводке на резкость. Большой кадр 6x6 см выгодно отличался от малоформатных снимков значительно большей площадью, связанной с этим низкой зернистостью отпечатка и позволял делать даже контактные снимки, достаточные для друзей и семейного альбома.
Это теперь широкая роликовая пленка перешла в семейство профессиональных фотоматериалов из-за повышенной дороговизны каждого кадра, а в старые добрые времена копеечная (в полном смысле!) цена обоих типов пленок нивелировала стоимостные соображения и позволяла снимать на широкую пленку столь же активно, как и на узкую.
Для своего класса Любитель был очень удачной камерой. Полностью пластмассовый черный корпус был легок и достаточно прочен. Падение на землю обычно не причиняло ему вреда, а полностью стеклянный, отличный по резкости трeхлинзовый объектив с центральным затвором имел достаточную светосилу f/4,5 и достаточный набор выдержек 1/200 - 1/10 с. Объектив видоискателя был еще более светосильным (f/2,8) и давал при хорошем освещении на центральном матированном кружке фокусировочного экрана яркое изображение, по которому было легко поймать момент максимальной резкости. Откидная сильно увеличивающая лупа еще более облегчала этот процесс.
Правда, когда берешь Любитель в руки сейчас, наглядно видишь, насколько все в мире относительно. Матированная поверхность была грубо зернистой, наводить приходилось по крупным деталям, так как мелкие исчезали в еe структурах. Остальная поверхность видоискателя представляла собой плоский срез обычной собирающей линзы (ступенчатые линзы Френеля появились позднее), по краям поля, особенно в углах изображения сильно темнело и приходилось приспосабливаться, чтобы разглядеть, что же именно попадает на границы будущего кадра. Взвод затвора не блокировался с переводом пленки (как и у малоформатной Смены, родившейся на том же заводе), перевод плeнки осуществлялся по цифрам на ракорде в полутeмном красном окошечке), двойная экспозиция или, наоборот, пропуск кадра не были редкостью, пока фотограф не выработал у себя четкой последовательности действий, вроде доведенной до автоматизма протяжки пленки после каждого нажатия на спусковую кнопку.
Но в общем-то все это казалось мелочами, ко всему этому можно было привыкнуть. Подумайте только - за 10 руб. (цена трех поллитровок) вы имели камеру со сложнейшим, в общем-то точным механизмом затвора, двумя стеклянными объективами (ну ладно, не придирайтесь, верхний от видоискателя будем считать хорошим ахроматическим увеличительным стеклом), приятным корпусом, ремешком и даже футляром! А дополнительно можно было приобрести светофильтры (для двух предусматривались специальные отделения на боковой стенке), насадочные линзы, солнечную бленду. Последняя была необходима: внутри черной, но глянцевой заобъективной коробки было где разгуляться рефлексам от боковых лучей, и это заметно снижало контраст и вызывало рост вуали. Современным владельцам, желающим опробовать Любитель в действии сейчас, настоятельно рекомендуем оклеить внутренние грани кусочками черного бархата -сочность и чистота новых снимков будет не хуже, чем в несравненно более дорогих, капризных и сложных Киевах-60, Салютах и Pentacon Six. Проверено, за результат ручаемся!
Несмотря на очевидный расчeт на начинающего любителя, а может быть, именно благодаря этому расчету, в камере были и удобства, заметно ускоряющие работу с ней. Например, наводить на резкость вообще не требовалось при установке "по двум красным точкам" - одна находилась на шкале расстояний около цифры 10, другая на шкале диафрагмы около цифры 8. Это обеспечивало глубину резкости от 4 м до бесконечности, что охватывает большинство случаев съeмок "навскидку". Такая съемка облегчалась и рамочным "спортивным" видоискателем, работающим с уровня глаз и не требующим заглядывания на фокусировочный экран.
Модель Любитель-2 (1955-1979) приобрела автоспуск и синхроконтакт, а в конце 1970-х гг. появился Любитель-166 с модернизированным дизайном. В год московской Олимпиады появилась модификация 166В, а еще через четыре года -двухформатный 166 Универсал, рассчитанный на съемку как кадров 6x6, так и 6x4,5.
Любители были массовыми аппаратами, только первых двух модификаций выпущено 3,5 млн. штук По Любителям 166-й серии достоверных цифр нет, однако есть основания предполагать тоже миллионные тиражи.
Чуть ли не для трех поколений ленинградский Любитель был самым доступным способом попробовать широкую пленку (таковым он остается и сейчас). А так как он не имел никакой автоматики, это был очень удобный инструмент для грамотного и вдумчивого освоения основ фотографии.

Пусть вас не удивляет отсутствие в нашем рассказе зеркальных камер Зенит, выпускающихся Красногорским заводом имени С.А.Зверева с 1952 г. по наши дни (и полностью вытеснивших в 1978 г. Зоркие с производственных линий, что вызывает у нас только сожаление). О Зенитах, самых популярных и доступных зеркальных камерах (во все время их существования), и о заводе, на котором они выпускаются, мы подробно напишем в одном из статей.

Нет здесь и ряда других камер. Выпускавшиеся в Белоруссии шкальные Вилии принципиально практически ничем не отличаются от Смены-35, а у таких шкальных камер с экспозиционной автоматикой, как Вилия-Авто, Вилия/Орион-ЕЕ, Вилия/Силуэт Электро, скорее всего, эта самая автоматика уже испортилась.
Дальномерные Киевы, являвшиеся в основной массе копиями немецких Контаксов, при высоком качестве и неплохом, хоть и сложном, металлическом затворе приобрели репутацию камер профессиональных и при цене, достигнувшей к началу конца развитого социализма (они были сняты с производства в 1985 г.) 200 руб., просто не могли стать популярными - и не стали героями нашей статьи. Как и прекрасные ленинградские зеркальные Алмазы, которые могли бы заменить Никоны в руках советских фотографов, но не сложилось. Эти камеры, безусловно, интересные и удостоенные лучшей участи, еще станут предметом нашего разговора.
А пока мы желаем вам успешной реанимации и плодотворного использования тех камер, которые хранятся у вас в семье. Старички еще могут себя показать. Надеемся, что каждый профессиональный фотограф нашел в этой статье что-то интересное для себя. При серьезном подходе к делу снимки будут заметно лучше тех, что делаются ультрасовременными "мыльницами".