dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Виды фотосъемки и восприятие фотографии

Современная фототехника и сервис лабораторий позволяют любому человеку очень просто получать снимки с отличным качеством. Каждый считает себя фотографом, а «мыльница» стала народным фотоаппаратом. Однако в большинстве случаев эти любительские снимки интересны только людям, которые на них запечатлены, или их родственникам. Снимок же, который сделал профессиональный фотограф, интересен всем. Техника исполнения такого фотоснимка сильно отличается от любительской, поэтому логично предположить, что в самом построении изображения есть что-то, что делает фотографию интересной.



Три типа фотографии

Творческую фотографию наряду со множеством существующих жанров и разнообразных авторских манер, условно можно разделить на репортажную, постановочную и жанрово-постановочную.
К репортажной фотографии относятся снимки, которые отражают события так, как они происходят, не допуская вмешательства, автор не режиссирует их. В качестве примера можно привести съемку жанровых сцен, пейзажа и архитектуры и работы, выполненные в таких жанрах, как очерк и газетно-журнальный репортаж. Главное, что нужно уметь при репортажной съемке — это замечать то, из чего может получится интересный кадр, выбирать удачный ракурс и успевать вовремя нажимать на спуск. Репортажными является подавляющее большинство любительских и профессиональных фотографий.
Постановочная фотография предполагает предварительную постановку объектов съемки и света. Перед тем, как сделать кадр, нередко говорят: «Поверните голову и улыбнитесь». В большинстве своем это профессиональная съемка в студиях (фотомоделей, натюрмортов) и съемка рекламных кадров.
К жанрово-постановочной фотографии следует отнести ту жанровую фотографию, при съемке которой фотограф либо очень активно вмешивается в происходящее событие (режиссирует снимаемое действие), либо специально создает его. Как правило, жанрово-постановочная фотография является отражением конкретного авторского замысла, который реализуется в жанровых кадрах с использованием приемов и техники постановочной фотографии. Сегодня этот вид фотографии встречается все реже и реже.
В репортажной фотографии главную роль и играет содержание фотоснимка. Поскольку она не допускает вмешательства в действие, то ограничивается и изменение формы. Постановочная фотография, напротив, дает большие возможности для изменения формы. Но что можно сказать про студийный снимок фотомодели, к тому же при плоском, одном заполняющем освещении, кроме того, что он выполнен в модной манере? Жанрово-постановочная фотография дает широкие возможности для изменения как формы, так и содержания, что служит созданию привлекательного фотографического снимка.

Композиция

При описании любых произведений изобразительного искусства используется понятие композиция. Многовековые поиски ответа, что такое композиция, свелись к следующему определению: «Композиция — это целевая организация площади изображения и всех элементов зрительной формы на ней для выражения идеи произведения». Это теория.
В практической работе под композицией подразумевается состав целого и расположение его частей, которые отражают идею и замысел произведения и для которых верны следующие определения: ни одна часть целого изображения не может быть изъята или заменена без ущерба для целого и замысла; части не могут изменяться без ущерба для целого изображения; ни один новый элемент не может быть присоединен к целому изображению без ущерба для него.
Таким образом, композиция — это взаиморасположение изображенных объектов в кадре, представляющее собой единство, подчиненное авторскому замыслу.
Изменения в этом единстве происходят, если его объекты переставляются, меняются на другие или удаляются, если сужается или расширяется кадр. Также оно изменяется при зеркальном отображении. Вообще композиции выступает как некая мера качества фотографии.
Рассмотрим процесс съемки жанрово-постановочной фотографии. Вначале формируется идея, которую автор намерен отразить в кадре — например, «цветы — это радость в нашей жизни». Затем выбирается тема, в которой идея, по мнению автора, может быть отражена наиболее полно. Таких тем множество: это и «садовник среди цветущих кустов роз», и «девушка с букетом цветов, подаренным юношей», и «сидящий на корточках ребенок, вдыхающий аромат цветка».
После выбора темы решаются проблемы композиционного построения. Обычно многие фотографы считают, что оно сводится к выбору объектов фотографирования, к их расположению относительно сторон кадра и относительно друг друга. Однако для получения классного кадра недостаточно только одного расположения предметов.
Для удачного композиционного построения необходимо знать основы техники фотографии, изобразительные средства фотографии, законы композиции и приемы воздействия на зрителя посредством содержания и формы построения — они базируются на психологических исследованиях в области восприятия образной информации.
Все названное выше может использоваться не только при композиционном построении кадра всех перечисленных видов, но и видео и кинокадров. Отметим, что для последних существуют и другие изобразительные средства и приемы воздействия, связанные с движением.
Основы техники фотографии в данной статье не рассматриваются, хотя вся фотография, кино и телевидение полностью зависят от нее. Есть надежда, что читатель достаточно подготовлен в этой области. А теперь рассмотрим изобразительные средства фотографии.

Изобразительные средства фотографии

Построение фотоснимка начинается с кадрирования. Перед нажатием затвора следу определить границы, в которых будут располагаться плоскости изображения и объекты в соответствии с замыслом автора.
Различают два вида кадрирования: по площади - когда композиция зависит от количества размещенных объектов на плоскости изображения, и по глубине - которое осуществляется посредством выбора того или иного диафрагменного числа. Таким образом автор имеет возможность делать резкими объекты, которые считает более важными в построении кадра.
Различают равномерное и неравномерное заполнение кадра и частичное заполнение — нечто среднее между равномерным и неравномерным.
Симметрия кадра рассматривается по отношению к горизонтальной или вертикальной линиям, проходящим через центр кадра. Симметрия в композиционном построении используется довольно редко, так как в жизни трудно найти абсолютную симметрию, по обращение к ней вызывает интерес к изображению. Так, всегда привлекают внимание близнецы.
Очень эффектны чередующиеся элементы, которые довольно часто используются при построении кадра. Если какой-либо элемент изображения, несущий основную смысловую нагрузку, и повторяется несколько раз, то этим подчеркивается либо его значимость, либо значимость этой множественности. Если основной объект помещается между чередующимися элементами, то так, нарушая регулярность, он обращает па себя большее внимание.
Уравновешенность и неуравновешенность кадра связаны с физиологическими особенностями восприятия образной информации. Не вдаваясь в суть, рассмотрим практическую сторону. Если на одной стороне снимка объект изображен, а на противоположной нет ни одного, то зритель расценивает это пустое место как площадь, куда можно поместить еще какой-либо объект, чтобы «уравновесить» кадр.
Восприятие уравновешенных кадров у зрителей происходит с гораздо большим комфортом, чем неуравновешенных - в то же время на последние они чаще обращают внимание.