dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Применение поляризационных фильтров

В фотографической практике весьма широко применяются поляризационные светофильтры или пола-фильтры. Их действие распространяется восновном на отраженный или прошедший через какую-либо среду свет.


 По своей структуре пола-фильтр представляет собой нанесенную на стекло решетку, размер шага «прутьев» которой сравним с длиной световой волны. Волны поляризованного света, в отличие от неполяризованного, становятся как бы «плоскими», и если расположение «прутьев» решетки фильтра совпадет с плоскостью поляризованной волны, то она беспрепятственно пройдет сквозь фильтр, как ваша ладонь через щель в ограде. В противном случае поляризованный свет будет ослабляться вплоть до полного подавления — при перпендикулярном положении решетки фильтра и плоскости поляризованной световой волны. Прибегая к той же аналогии, можно сказать, что вы никак не просунете горизонтально расположенную ладонь в вертикальную щель.
Существуют поляризационные фильтры двух типов: линейные и циркулярные. Последние стоят намного дороже линейных.


Наиболее часто пола-фильтры используются для устранения рефлексов и бликов на неметаллических поверхностях (свет, отраженный от металла, не поляризуется) .


Вторая область применения пола фильтров — это усиление цвета и контрастности предмета.


Третья — это работа фильтра, как нейтрально серого.

Четвертая область, весьма интересная но редко встречающаяся в практике фотографов - это кросс-поляризацнонная съемка прозрачных предметов. Если поляризационный фильтр поставить на объектив и направить его на источник поляризованного света, то можно найти такое положение, при котором фильтр будет поглощать весь поляризованный свет. Очень удачно можно применить поляризационный фильтр для затемнения голубого неба, не внося при этом никаких изменений в пейзаж. Для этой цели подойдут только нейтральные по окраске пола-фильтры. Цвет неба получится более синим и насыщенным, однако следует иметь в виду, что угол между пола-фильтром и источником света должен составлять 90 градусов. Если снимать с пола-фильтром сквозь воду, предметы па дне реки можно сделать более отчетливыми. При этом частично устраняются блики, создаваемые светом на поверхности воды и состоящие из поляризованных лучей. При медленном вращении пола фильтра появляется возможность наблюдать его действие в видоискателе камеры — зеркалки. Однако если у вас камера не зеркальная, то можно смотреть на объект съемки и прямо через фильтр, держа его в руке. Потом, запомнив его положение, поставить фильтр на объектив.


 И наконец рассмотрим относительно редко применяемый фотографами способ съемки с применением пола-фильтров называемый кросс-поляризацией. Научное название этого метода съемки натюрмортов звучит так: оптический метод выявления механических напряжений в материалах. Он позволяет выявить невероятную игру цветов в прозрачных объектах. Эти возможности используются для создания чрезвычайно интересных изображений. Лучшие результаты могут быть получены при съемке полиэтиленовой пленки, целлофана, чертежных пластиковых инструментов, кристаллов. Можно снимать натюрморты, когда пола-фильтр надет и на источник света, и на объектив. Медленно вращая пола-фильтр на объективе, находим такое положение, когда фильтры «скрещиваются». В объективе при этом — полная темнота. Предметы, помещенные на стекле, деполяризуют свет, проходящий через них, тогда как остальной свет остается поляризованным. В результате мы видим предметы, переливающиеся разными цветами на черном фоне. Листовой фильтр, размеры которого позволяют закрыть, например, световой бокс, стоит очень дорого. Поэтому мы рекомендуем применять понижающее кольцо, на который можно поставить гораздо меньший пола-фильтр.


 Еще один метод съемки называется «плавающие объекты». Для этого нужен только один поляризационный фильтр. Предмет размещается па стекле, под которым на расстоянии приблизительно 30 см помещается белый фон, подсвеченный прожектором. Сверху предметы освещаются софт-боксом. Вращая пола-фильтр на объективе, надо добиться того, чтобы рефлексы свелись к минимуму, и предмет начал как бы «плыть» в воздухе. Конечно, вместо белого фона можно применить и цветной фон, и алюминиевую фольгу.


 В заключение хотелось бы сказать, что все трудности, которые возникают в процессе подобных съемок, преодолеваются упорным трудом. И остается пожелать фотографам успехов в увлекательнейшей области «поляризационной фотографии».