dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Поиск оригинальных кадров

Эта тема имеет прямое отношение к искусству фотографии и широко освещена в литературе. Рассмотрим лишь ряд вопросов, непосредственно связанных со слайд-фильмами. Существенное разнообразие в материал вносят фотографии, сделанные с необычных точек съемки: низких и особенно высоких. Желательно использовать любую возможность — подняться на колокольню, высокий этаж или крышу здания, залезть на дерево или скалу. Иногда даже небольшое возвышение (скамья, камень) поможет получить иной ракурс. Многое может дать активное использование сменной оптики или трансфокаторов. В одних случаях благодаря этому можно снять удаленные объекты, в других — осуществить съемку в стесненных условиях и получить таким образом разноплановые фотографии, не сходя с места.

 

Особенно ценно использование телеобъективов. Действительно, если снимать, например, фасад здания объективами с фокусным расстоянием 37 и 50 мм, то результаты у разных фотографов могут получиться довольно схожими, так как композиция кадра определяется прежде всего очертанием сооружения. Вероятность же получения похожих деталей этого здания, снятых объективами с фокусным расстоянием 135 мм и более, гораздо меньшая, поскольку площадь охвата их невелика по отношению ко всему фасаду и выбор фотографируемого участка зависит главным образом от вкуса снимающего. То же относится и к пейзажной съемке. Длиннофокусные объективы расширяют возможность получения оригинальных композиционных построений, выделяют объект из окружающей среды, «сплющивают» пространство, позволяют размыть пестрый фон благодаря небольшой глубине резкости. Очень короткофокусные объективы, например 28 мм, наоборот, позволяют включить в кадр предметы, меняющие привычный вид объекта, дают острые ракурсы, сохраняют резкость переднего и заднего планов. Следует иметь в виду, что те и другие объективы в любительской практике применяются сравнительно редко. До сих пор мы делали упор главным образом на «памятную» описательную фотографию. Но фотолюбители создают и работы, характеризующиеся высокой художественностью, или просто очень красивые, живописные слайды. У каждого фотолюбителя есть свои любимые снимки, и не случайно фотоклубы устраивают конкурсы одиночных слайдов, рассматривая их как цветную фотографию на пленке. Иногда такие фотографии получаются как непредвиденная удача, но в большинстве случаев они сделаны вполне осознанно. Фотографу, кстати, имея в виду нацеленность на создание слайдфильмов, следует постараться отснять сразу целый сюжет, связанный с увиденным или придуманным интересным кадром, т. е. выполнить одновременно и монтажную съемку, чтобы в дальнейшем на этом кадре акцентировать внимание, чтобы он стал кульминационным моментом эпизода. В противном случае зритель с одного раза может и не заметить, не оценить прекрасный снимок. Примерами таких картин-эпизодов в игровом профессиональном кино могут служить знаменитые поворачивающиеся березы, увиденные снизу падающим смертельно раненным бойцом в фильме режиссера М. Калатозова и оператора С. Урусевского «Летят журавли». Для создания таких эпизодов могут быть использованы дубли, отличающиеся, например, ракурсами и крупностью плана, получаемые в результате работы над эффектным кадром... Не исключена возможность смонтировать удачный кадр с уже имеющимися подходящими слайдами. Конечно, и один слайд можно выделить сопроводительным текстом, музыкальным акцентом, целенаправленным монтажом или длительной экспозицией. Так, в слайдфильме «Вода, вода, вода» отличные и трудновыполнимые кадры (снятый очень крупным планом глаз, в котором отражается пейзаж, и вода, находящаяся в ладонях человека и отражающая горы) не воспринимались должным образом, так как не было времени разглядеть их и насмотреться на них. Так получилось потому, что эти кадры не были подкреплены аккомпанирующим зрительным материалом. В слайдфильмы желательно включать натюрморты, панорамную съемку портреты, изображения животных, птиц и насекомых, которые редко встречаются в любительской практике. Целесообразно использовать специальные виды съемки и различные методы обработки пленки, дающие оригинальные результаты. Они описаны в литературе по технике фотографии. Благодаря особенности слайдов, заключающейся в том, что их технически легко совмещать, перед создателями слайдфильмов открыты широкие возможности для получения необычных и удивительных фантастических изображений. Прием этот осуществляется установкой двух диапозитивов в одну рамку. Приведем примеры использования этого приема. Обычные объективы не позволяют получить резкое изображение пейзажа, который виден через стекло, покрытое каплями дождя. Два снимка, сделанные независимо один от другого (пейзажа и стекла, покрытого каплями дождя), при совмещении дадут такой эффект. Аналогичным способом можно получить изображения с резким передним и задним планами, не перекрывающими друг друга. Правда, в этом случае при съемке того и другого кадра необходимо предвидеть взаимоположение предметов обоих планов. Могут встретиться сюжеты, требующие совмещения одноплановых снимков, где основная часть расположена слева на одном и справа на другом кадре. Оригинальные результаты получаются сложением двух диапозитивов, один из которых значительно светлее другого. Предпочтительно использовать специально снятые кадры: лаконичные, простые, может быть, даже нерезкие, смазанные; их можно употреблять в качестве фона, сопровождающего основное более яркое и четкое изображение. Соединять можно кадры, снятые разнофокусными объективами, или кадры, снятые разными планами. Полученные таким образом слайды, например, позволяют поместить изображения людей в совершенно необычную, фантастическую обстановку. Интересный зрительный эффект дает сложение цветного и черно-белого диапозитивов. Кроме того, такие пары могут яснее донести авторскую идею до зрителя, если в них четко разделены и прочитываются смысловые функции черно-белых и цветных изображений. При совмещении кадров можно не смущаться тем, что какая-то периферийная часть поля изображения получилась не очень хорошо. Главное, чтобы была ясна основная идея сложения. Время демонстрации слайда обычно небольшое, поэтому заметить издержки приема невозможно, тем более если результат удивляет и восхищает даже искушенного зрителя. Очень эффектно смотрится совмещение изображений, осуществляемое оптическим способом. Для этого проекторы, обеспечивающие демонстрацию слайдов наплывом, должны иметь независимую регулировку светового потока. Постепенное возникновение второго кадра на фоне первого, их суммарное изображение, а затем медленное исчезновение первого (или опять второго) дает незабываемый эффект. При помощи «фантастических» слайдов можно показывать сны, воспоминания, видения и миражи. Они могут получиться сказочными, таинственными и просто красивыми. Удивительных результатов достигает этим путем профессиональный оператор Г. Тугуши (Москва), обладающий природным художественным чутьем. Отличные результаты демонстрируют фотографы В. Беседин (Москва) и А. Толкачев (Минск). Дать более подробные рекомендации по подбору пар не представляется возможным — это творческий процесс, поэтому качество получающегося изображения определяется вкусом и изобретательностью фотографа, а ингода и случайностью, поскольку трудно заранее представить себе окончательный результат (вспомним имеющиеся у многих фотолюбителей случайно дважды экспонированные фотопленки) . Применение аналогичного метода проекции возможно для получения световых эффектов, напоминающих эстрадные и театральные. Для этого изображение при помощи третьего проектора окрашивают цветным лучом. Такой прием, да еще подкрепленный звуковым сопровождением, придает слайдфильму динамику. Например, в слайдфильме «Вода, вода, вода» на изображение грозового неба накладывается мгновенной вспышкой нарисованная молния. Красными вспышками можно создать впечатление отсветов орудийных залпов, а пульсирующим оранжевым светом — бликов костра на лицах людей. Сложение изображений можно осуществить и методом двойной экспозиции, который дублирует оптическое сложение. Фотолюбитель Б. Ведьмин (г. Загорск) предлагает делать первоначально около десяти снимков (чтобы не было смещения пленки при повторной съемке). При этом каждый снимок следует эскизировать цветными фломастерами (что впоследствии позволяет правильно наложить второе изображение). Затем пленка консервируется до решения вопроса о содержании и композиции накладываемых кадров, после чего осуществляется повторное фотографирование. Совмещение ночного пейзажа, сделанного широкоугольным объективом, с луной, снятой телеобъективом, может служить конкретным примером получения такого диапозитива.