Выбор освещения
Особенности того или иного освещения состоят вовсе не в том, что в одних случаях все предметы освещены сильнее, а в других слабее. Фотографировать можно с одинаковым успехом как при более сильном, так и при сравнительно слабом освещении; для этого достаточно изменять выдержки или отверстие диафрагмы и использовать пленки меньшей или большей чувствительности. Особенности различных видов освещения заключаются в том, что источники света, во-первых, неодинаковы, а, во-вторых, могут быть по-разному расположены по отношению к фотографируемым предметам. Чаще всего какой-либо участок фотографируемого пространства или определенная сторона объектов съемки освещается сильнее или слабее остальных; в других случаях они освещаются более или менее равномерно. Предметы, которые мы видим и фотографируем, как при дневном, так и при искусственном свете всегда освещаются одновременно несколькими источниками.
Нередко мы говорим, что днем предметы освещены одним источником света - Cолнцем. Если бы в действительности дело обстояло только так, то мы могли бы видеть лишь одну сторону предметов - ту, которая обращена к солнцу. Одностороннее освещение можно наблюдать лишь в редких случаях. Если, например, выйти на улицу в темную ночь со свечой или фонарем, то их слабый свет позволит видеть лишь освещенную сторону предметов, тогда как теневая будет сливаться с окружающей тем- ноток. Днем же мы всегда видим не только солнечную, но и теневую сторону предметов. Это возможно потому, что теневая сторона, как и всё пространство в тени, также освещена, но не солнцем непосредственно, а другими, вторичными источниками света. Предметы в тени видны потому, что они освещаются атмосферой (облаками или безоблачным небом), которая рассеивает большую часть пронизывающих ее солнечных лучей. Освещенность теней усиливается также светом, который отражают предметы, окружающие объект съемки. Так, в комнате, освещенной одной лампой, на теневую сторону предметов падает свет, отраженный от потолка, стен и окружающей обстановки. Достаточно поднести лист белой бумаги к любой тени, которую отбрасывает освещенный предмет, чтобы увидеть, насколько светлее становится тень. Свет различных источников имеет свои особенности. Направленный (или прямой) свет, который исходит непосредственно от солнца или от источников искусственного света, имеющих небольшую площадь свечения, освещает одну сторону предметов и создает резкую границу между освещенной и теневой сторонами; предметы, освещенные направленным светом, отбрасывают четко очерченные тени. Если падающие лучи составляют небольшой угол с поверхностью, то все ее неровности становятся отчетливо заметными, так как возвышения отбрасывают тени, а углубления оказываются в тени. Рассеянный свет неба или свет искусственного источника, прошедший сквозь какую-либо рассеивающую среду, распространяется во многих направлениях и не образует резко очерченных теней. Свет, отраженный непрозрачными поверхностями, также распространяется в различных направлениях и не образует резких теней. При совершенно равномерном освещении рассеянным светом мы видим только те различия в яркостях предметов, которые зависят от их неодинаковой отражательной способности. В зависимости от расположения различных источников направленного и рассеянного света меняются направление и длина теней. При особенно неравномерном освещении может случиться, что сильно освещенные черные гладкие поверхности окажутся на снимке светлее белых, находящихся в тени. При одном и том же освещении достаточно изменить направление съемки, чтобы на снимке была видна освещенная или, наоборот, теневая сторона предметов, чтобы изменилось расположение теней в пределах кадра. Поэтому, прежде чем фотографировать, следует приглядеться, как освещены предметы, продумать, как они могут быть освещены иначе, и затем уже выбрать такой из видов освещения, который даст возможность лучше передать на снимке особенности фотографируемых объектов. Характер теней, которые видны на снимке, позволяет показать обстановку, в которой происходила съемка. Длинные тени подсказывают, что она происходила при низком положении солнца (утром или вечером) ; короткие, резко очерченные. тени у основания предметов вызывают представление о ярком солнечном полдне. Отсутствие резких теней чаще всего производит впечатление пасмурного или облачного дня. Это следует принимать во внимание, когда важно показать особенности самого освещения, погоду или время дня. Напри- мер, снимать людей, загорающих на пляже, лучше с таким расчетом, чтобы тени их были видны достаточно отчетливо. Различное освещение позволяет подчеркнуть те или другие особенности объектов съемки. Преобладание направленного света (например, прямых солнечных лучей) дает возможность хорошо показать очертания предмета, выделяя более светлым тоном одну из его сторон. Скользящий боковой направленный свет позволяет хорошо рассмотреть форму поверхности, так как при этом любая неровность отчетливо видна. В заметках фотографа можно найти достаточно много полезной информации, которая наработана в процессе работы профессионалом в области этого вида искусства. Изменение вида предметов при различном дневном освещении А - переднебоковое освещение; Б - заднебоковое освещение мер, в облачный день, облегчает правильную передачу различив в яркостях, зависящих от отражательной способности предметов, и, в частности, различии в их цвете. Выбирая или создавая то или другое освещение, необходимо учитывать, как велика будет при этом разница в яркости отдельных частей объекта. Эта разница зависит в основном от различной освещенности отдельных участков изображаемого пространства. Если все различия в яркостях, существующие в действительности, передаются на снимке правильно, то представление об объекте съемки будет наиболее полным; однако при значительной разнице в яркостях всегда возможно.