dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Практика фотосъемки

Простота, с которой можно сделать снимок современным фотоаппаратом, нередко приводит к ошибочной мысли, что, подготовив его к съемке, достаточно направить объектив на фотографируемые предметы и нажать на спуск затвора. Правда, этого достаточно, чтобы на пленке осталось изображение предметов, находившихся перед фотоаппаратом, но получить таким способом хороший снимок можно лишь случайно.

 

Почти каждый снимок, который привлекает наше внимание в журнале, газете или на выставке, сделан лишь после того, как фотограф внимательно обдумал, что именно было важно показать в нем, выбрал время, когда объекты были освещены определенным образом (или сам осветил их), после того как он выбрал наиболее подходящее положение фотоаппарата и момент, когда следовало произвести съемку. Точность фотографического изображения вовсе не означает, что все объекты будут выглядеть на снимке такими, какими мы видим их, представляем или хотим изобразить. При съемке чертежа, рисунка или любого другого плоского предмета можно получить его точную фотокопию. Все остальные объекты съемки имеют три измерения: длину, ширину и высоту, тогда как их плоское изображение имеет только два измерения. Поэтому любой фотографический снимок трехмерных объектов неизбежно отличается от изображаемой действительности. Сами предметы, их отличительные черты и характерные особенности не могут измениться от того, с каких точек и в каких условиях мы видим и фотографируем их. Однако их изображение будет меняться при изменении любого из условий съемки. Снимок передает внешний вид какой-либо стороны объектов съемки с определенной точки окружающего пространства, в определенных условиях, в тот или другой момент. Это значит, что перед съемкой необходимо внимательно продумать, каким образом можно передать такое представление о предметах, которое по возможности полнее соответствовало бы действительности и в то же время просто и ясно выражало основные цели, которые ставил перед собой фотограф. В одних случаях фотографический снимок сможет лучше всего отвечать поставленной задаче, если зритель при взгляде на него получит представление, близкое к тому, которое он получил бы, рассматривая самые предметы, наблюдая изображенные на снимке явления в действительности. В других случаях задача будет выполнена, если зритель сможет увидеть на снимке то же, что заметил и хотел передать фотограф. Изображение главного, основного, т. е. того, что является содержанием снимка, должно привлекать внимание зрителя в первую очередь. Одновременно необходимо. стремиться показать наиболее выразительно определенную сторону объектов, их отличительные особенности и характерные черты, а фотограф располагает широкими возможностями для этого. Он может показать одни из предметов крупнее, другие мельче, может по-разному расположить их в пределах снимка, перемещая аппарат или используя различные объективы. Если объекты передвигаются, то можно выбрать момент, когда они будут расположены в соответствии с задачей съемки. Фотограф может изменять яркость о отдельных участков изображения; для этого можно фотографировать при различном расположении источников света, можно изменять направление съемки. Подбирая необходимый тип пленки и соответствующий светофильтр, можно передать некоторые из цветов (например, синий цвет неба) светлее или темнее. Наконец, можно снять предметы, находящиеся на разных расстояниях от камеры, с неодинаковой степенью резкости. Для лучшего использования различных изобразительных средств фотографии перед каждым снимком с натуры следует: 1) выбрать точку съемки, т. е. отыскать наилучшее расстояние и направление съемки, а при наличии дополнительных объективов - выбрать наиболее подходящий из них; 2) учесть расположение источников света по отношению к объектам съемки и камере и в случае необходимости изменить намеченное направление, переместить объекты, источники света, а если это невозможно, то перенести съемку на другое время; 3) решить, следует ли снимать со светофильтром или без него; 4) наметить, что нужно снять наиболее резко; 5) выбрать наиболее подходящий момент для съемки движущихся объектов; 6) осуществить выборосвещения.

 

Фотографирование используется в наше время настолько широко, что трудно даже перечислить все виды съемок, которые имеют свои особенности, отличные от других. В то же время очень многие съемки, совершенно различные по своим целям и назначению, производятся в одинаковых или сходных условиях. Фотографирование общего вида какой-либо местности и вида строящегося поселка преследует разные цели, но происходит при одинаковом - дневном - освещении; эти объекты съемки сходны между собой также в том отношении, что фотографируемые предметы неподвижны, а их взаимное расположение не зависит от фотографа. В обоих случаях приходится руководствоваться приблизительно одинаковыми соображениями при выборе благоприятной погоды, времени дня, когда солнце осветит предметы с определенной стороны, и при выборе точки съемки. Люди и животные представляют собой совершенно различные объекты съемки. Их фотографирование имеет в виду разные цели, но в обоих случаях используются одинаковые приемы, так как те и другие объекты находятся в движении и перемещаются чаше всего независимо от воли и желания фотографа. В связи с этим в настоящей главе описываются основные особенности различных видов дневного и искусственного освещения, при которых происходит фотографирование любых объектов. Здесь же кратко рассматриваются основные изобразительные приемы, которыми можно пользоваться во всех съемках с натуры независимо от их назначения и характера. Пользуясь описываемыми приемами, необходимо ясно представить себе, какой результат может дать применение того или иного из них. Каждый из этих приемов может служить одним из средств, которые позволяют передать содержание снимка наиболее понятно, правдиво и выразительно. Прежде чем переходить к описанию отдельных изобразительных приемов, следует сказать несколько слов о выборе вертикального или горизонтального кадра. В зависимости от положения камеры в момент съемки снимок может быть больше в ширину, чем в высоту (горизонтальный кадр) , или наоборот (вертикальный кадр) . Границы горизонтального или вертикального кадра являются своего рода рамкой, которая ограничивает изображенную на снимке часть пространства. 1 Выбор того или другого положения камеры определяется формой предметов съемки, их взаимным расположением и теми изобразительными задачами, которые ставит перед собой фотограф. Горизонтальный кадр дает возможность легче передать представление о широте пространства. Он позволяет, не из-1 Слово «кадр» употребляется в фотографической практике в различных значениях. Кадром называют также отдельный снимок или участок ленты пленки, занимаемый одним снимком.