dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Среднеформатные камеры

Как известно, фотографические объективы, состоящие из круглых линз, рисуют круглое изображение. Кадр на фотоплёнке - лишь некоторая часть этого круга, Большинство существующих форматов прямоугольные. Но существует в наши дни квадратный формат, известный под кодовым наименованием 6x6. И хотя прямоугольный кадр распространённее и больше соответствует нашему восприятию, камеры с квадратным форматом кадра по-прежнему существуют и пока не сдают удерживаемых позиций.




Камеры с квадратным форматом кадра 6x6 занимают среднее положение в аппаратуре, которую скопом называют среднеформатной. По одну сторону от них находятся камеры с «маленьким» прямоугольным форматом кадра - 6x4,5, по другую - с «большим» (6x7). Есть и ещё большие форматы -6x8, 6x9, панорамные 6x12 и 6x17, но они менее распространены и в основном являются узкопрофессиональными и специальными (в прошлом было не так; для среднего формата 6x9 был едва ли не основным, а 6x6 являлся чуть ли не любительским; в Советском Союзе даже камеры такие в Ленинграде выпускались - Любители). Истинный формат современного квадратного кадра равен 56x56 мм. (В прошлом квадратный формат был более распространён. Его имело немало камер, снимающих на обычную киноплёнку (составлял он соответственно 24x24 мм.) Площадь такого кадра значительно (в разы) больше площади кадра 24x36 мм. В большинстве случаев окончательное изображение является всё-таки прямоугольным, но даже обрезанный, откадрированный до 6x4,5 см кадр примерно в 2,7 раза больше кадра узкопленочного. У него выше резкость, лучше проработка деталей в тенях и светах, с него получаются большие увеличения или, при том же формате, увеличения лучшего качества. Поскольку необходимое кадрирование производится после съёмки, камеры квадратного формата избавляют фотографа от необходимости выбирать горизонтальный или вертикальный формат при съёмке, и соответственно их не нужно поворачивать набок в зависимости от сделанного выбора. Учитывая, что эти камеры существенно больше узкоплёночных и значительно чаще используются со штатива, отсутствие необходимости такого вращения является примечательным преимуществом. Есть ещё соображение количества кадров на плёнке. Плёнка (будем говорить о доступном у нас формате 120 с бумажным ракордом по всей длине) позволяет сделать 16 кадров «маленьким» прямоугольным форматом или 9 -«большим» (6x7; бывают и камеры на 10 кадров - с особо точным механизмом транспортировки плёнки). Квадратный формат здесь - золотая середина: 12 кадров. Однако количество кадров здесь является не показателем экономичности,  как может показаться; средний формат практически недоступен тем фотографам, которые вынуждены экономить на каждом кадре (фотография - дорогое хобби, если она является хобби). Речь идёт об оперативности работы; процедура замены плёнки в среднеформатных камерах далеко не так оперативна, как в камерах узкоплёночных. Поэтому для высококачественного репортажа больше подойдёт камера с максимальным числом кадров на плёнке (например, одна из расплодившихся за последние годы автофокусных моделей 6x4,5). Для пейзажей или студийной работы этот показатель несущественен. Про репортаж - не шутка. До сих пор есть репортёры, использующие среднеформатные камеры. Но если лет 50 назад двухобъективная зеркалка (а-ля Роллейфлекс) была едва ли не самым распространённым орудием всех фоторепортёров, сегодня среднеформатное «оружие» требуется не так уж часто -только если требуется отличная фотография этак на разворот большого иллюстрированного журнала. Или хотя бы в полосу (то есть во всю страницу), хотя с этим всё лучше справляются цифровые топ-модели. Как бы то ни было, автор своими глазами в Москве наблюдал нелёгкий (в самом прямом смысле) труд одного английского фотожурналиста, вооружённого Хассельбладом и, на всякий оперативный случай, сразу двумя Лейками (каждая - с мотором). Можете попробовать представить себе, какого размера у него был кофр. Вот у нас, кстати, и проскочило слово, которое при разговоре о среднем формате приходит на ум едва ли не первым: Хассельблад. Долгие годы эта фирма была известна как самый стойкий приверженец, адепт и апологет квадратного формата. Однако не Хассельбладом единым существует квадратно кадровый подвид среднего формата. О том, какие марки и модели имеются на рынке сегодня, мы и поговорим.

Hasselblad по прежнему самый плодовитый производитель такой аппаратуры. В модельном ряду - целых шесть камер. Автофокусных нет (созданная недавно автофокусная камера принадлежит к «маленькому» прямоугольному формату 6x4,5). Все выпускающиеся камеры являются зеркальными и имеют модульную конструкцию - к собственно камере с разных сторон присоединяются магазины для плёнки, объективы, видоискатели, моторы и т.д.

Второй по количеству моделей и первый хронологически производитель - Rollei. Эта фирма по-прежнему выпускает двухобъективные зеркальные камеры, правда, только эксклюзивно-элитные. Она же стала первой, разработавшей автофокусную камеру в квадратном формате. Две модели есть у японской фирмы Tamron Bronica. И ещё две камеры делает киевский «Арсенал». Делает понемногу и в основном с прицелом на дальнюю заграницу, поэтому купить «советский Хассель» (Киев-88) в России не так уж просто. Их вторая модель Киев-60 — единственная в мире «квадратная» среднеформатка, имеющая дизайн обычной узкоплёночной зеркальной фотокамеры (только пропорционально увеличенной).

Hasselblad 501 СМ и 503CW

С появлением панорамной камеры Х-PAN и, позднее, автофокусной камеры фирма разделила свою продукцию на три «системы»: автофокусную Н, панорамную X и систему V, которая и является предметом нашего интереса. Именно в неё попали все камеры формата 6x6. И начинается система V камерой 501СМ - базовой механической моделью, прочной, надёжной и традиционной. (При этом, кстати, она совместима с различными цифровыми задниками.) Классический дизайн напоминает Хассельблады прошлых лет, включая и 1600, с которого был «слизан» первый Салют, из которого, в свою очередь, вышли Киевы вплоть до 88. Корпус камеры — алюминиевый. Электроники нет в принципе, то есть камера полностью независима от источников питания. Эти камеры могут использоваться со всеми объективами Carl Zeiss (да, для среднеформатных Хасселей оптику делает именно эта фирма) как нынешних типов CFi, CFE и СВ, так и более старых CF или С. Диапазон существующих фокусных расстояний - от 30 до 500 мм. В длинную сторону его помогают увеличить телеконвертеры 1,4ХЕ (их два -обычный и специальный апохроматический для использования с супертелевиками) и 2ХЕ. Контроль перспективных искажений обеспечивает специальный шифт-конвертер PC-Mutar 1,4X, обеспечивающий сдвиг оптической оси объектива в вертикальной плоскости на 16 мм максимум. Всего выпускается почти два десятка объективов, в том числе стандартный зум FE 60-120 мм f/4,8 (единственный объектив, выпускаемый для данных камер не Цейссом; он имеет марку Hasselblad и с высокой вероятностью выпускается компанией Fujifilm, как и оптика для панорамных Х-PAN). Говоря об оптике, нужно отметить, что она не так светосильна по сравнению с малоформатной; самые светосильные объективы - широкоугольный Distagon FE 50 мм f/2,8 и стандартный Planar CFE 80 мм f/2,8. Обычной светосилой объективов является f/4, а для телевиков - f/5,6. Однако для среднего формата такая светосила является вполне нормальной и позволяет добиваться результатов не хуже, чем более светосильная оптика узкоплёночных камер. Главная особенность оптики - объективы оснащаются встроенными центральными затворами. С одной стороны, это ограничивает кратчайшую выдержку 1/500 с (при максимальной 1 с), с другой - диапазон выдержек синхронизации начинается от той же 1/500 с. То есть съёмка со вспышкой возможна на любой выдержке. Камера 501 СМ является, если угодно, моделью entry-level по-хассельбладовски. Она продаётся как в комплекте со стандартным объективом, так и отдельно. Совместимость с большинством фирменных аксессуаров делает её подходящей на роль второй, резервной и безотказной камеры «идейного» фотографа-хассельбладовца. Большей функциональностью обладает камера 503CW. Она оптимизирована для высокопродуктивного студийного использования. Так, к ней можно присоединить и моторный привод, и инфракрасный пульт дистанционного управления. Зеркало на скользящей подвеске позволяет видеть в видоискателе практически полный кадр. Скорость перезарядки плёнки у среднеформатных камер невелика, но плёнку можно зарядить заранее в сменные магазины; сами-то магазины меняются быстрее, чем перезаряжаются узкопленочные камеры. Приобретение дополнительных магазинов может оказаться не слишком дорогим, если учесть, что обеспечивается совместимость со всеми магазинами, выпускавшимися с 1957 г.
Ещё одна важная особенность камеры 503CW - TTL-управление согласованными вспышками. Замер производится по отражённому от плоскости плёнки свету (OTF). Не так давно обе камеры - и 501 СМ, и 503CW - стали выпускаться не только в традиционно-консервативном чёрном исполнении, но и в разноцветном оформлении. Состоятельные гурманы от фотографии теперь могут обзавестись рубиново-красной, кобальтово-синей, зелёной или солнечно-жёлтой камерой (или всеми - для коллекции, например).

Hasselblod 555ELD

Эта камера отличается от вышеописанных прежде всего встроенным (точнее, пристроенным снизу) мощным мотором, обеспечивающим серийную съёмку со скоростью 1,3 кадра/с. Она рассчитана на интенсивную студийную работу и обеспечивает получение снимков, в которых из оптики и плёнки вытягивается максимум возможного. В камере применён зеркальный механизм, первоначально разработанный для особых, «космических» Хассельбладов и характеризующийся повышенной долговечностью. Новое покрытие внутренних объёмов камеры обеспечивает практически полное поглощение отражённого света и стоит на страже контраста снимков.
Инфракрасный пульт дистанционного управления, позволяющий управлять камерой на расстоянии,
подключается к гнезду, находящемуся на передней панели мотора. В соответствии с веяниями времени, камера совместима с большинством цифровых задников. Она оснащена специальной контактной группой, обеспечивающей обмен необходимой информацией с цифровыми приставками и устраняющей потребность во внешнем кабеле для соединения камеры и задника.

Hasselblad 203FE и 205FCC

Камеры 200-й серии, в отличие от 500-й, имеют не только экспозиционную автоматику, но и оснащаются фокальным затвором. Благодаря этому они гораздо оперативнее и в чём-то универсальнее. Судите сами: диапазон выдержек увеличен до 1/2000 с в короткую сторону и до 34 мин. в длинную. Для этих камер выпускаются объективы серии FE; с ними синхронизация со вспышкой возможна на 1/90 с. Однако Хассельблад - это широкая совместимость аксессуаров, в том числе и оптики; на камерах 200-й серии можно использовать и объективы CFE/CFi, и другие со встроенным центральным затвором. Это важно, если съёмка со вспышкой является для фотографа приоритетной. В дополнение к обычному ручному режиму электроника камеры 203FE предоставляет в распоряжение фотографа режим экспозиционной автоматики с приоритетом диафрагмы. Наличие экспозиционной автоматики повлекло за собой внедрение и сопутствующих функций, вроде экспозиционной коррекции (в диапазоне ±5 ступеней). В режиме приоритета диафрагмы автоматика устанавливает выдержки шагом 1/12 ступени, то есть практически бесступенчато. К камере можно присоединить дополнительный мотор, а при наличии такового появляется и функция автоматической экспозиционной вилки, причём размах её может достигать 21 кадра (это, разумеется, возможно только при использовании плёнки типа 220 - двойной длины, но без цельного бумажного ракорда; в Россию такая плёнка официально не поставляется ни одним производителем). В режиме эксповилки экспозиция изменяется выдержкой. При съёмке с согласованной вспышкой замер экспозиции выполняется по отражённому от плоскости плёнки свету. А встроенный электронный автоспуск позволяет практически полностью устранить риск сотрясения камеры при съёмке на длительных выдержках. Автоспуск сблокирован с механизмом предварительного подъёма зеркала, что служит дополнительному уменьшению вибраций.

Hasselblad 205FCC является самой технически изощрённой камерой формата 6x6. Главное отличие этой камеры - высокоточный встроенный экспонометр с точечным замером, позволяющим практиковать зонную систему как при чёрно-белой, так и при цветной съёмке. Для зонного режима на переключателе режимов даже предусмотрен отдельный пункт - Z.

Hasselblad 905SWC

Эта камера стоит особняком в семействе Хассельбладов: она предназначена исключительно для широкоугольной съёмки. Фактически она представляет собой модуль камеры (главный кубик) с заглушкой на месте крепления видоискателя. Сзади к камере крепятся обычные плёночные магазины, а спереди жёстко встроен специально разработанный бездисторсионный широкоугольный объектив Biogon CFi 38 мм f/4,5. Сверху камеры в башмак встаёт не менее специальный сквозной оптический видоискатель, в котором виден не только пузырьковый уровень; через него видны и позиции, в которых находятся кольца объектива (фокусировочное и диафрагмирования), а также шкала ГРИП. Визировать можно и по-зеркальному, для чего нужно снять заглушку, поставить фокусировочный экран в специальном адаптере и присоединить зеркальный видоискатель RMfx. Фокусировка, разумеется, производится по шкале дистанций, однако малое фокусное расстояние и умеренная светосила обеспечивают весьма значительную глубину резкости, поэтому абсолютная точность наводки здесь не требуется. Затвор - центральный, с диапазоном выдержек 1/500-1 с, съёмка со вспышкой возможна на любых выдержках.

Hasselblad Flexbody

Это - особая квазикамера. Даже и не камера, а мех, к которому с одной стороны крепятся плёночные магазины, а с другой - объективы. Устройство позволяет отклонять оптическую ось вверх или вниз на 28" и смещать её в вертикальной плоскости на ±14 мм.
Всё это обеспечивает самую широкую свободу в управлении как зоной резко изображаемого пространства, так и перспективными искажениями. Поэтому эта камера, напоминающая миниатюрную «меховую» крупноформатную камеру, идеально пригодна, например, для макросъёмки и вообще съёмки различных предметов, для съёмки архитектуры и др.

Общие системные аксессуары Hasselblad

Сюда входят, прежде всего, разнообразные плёночные магазины, позволяющие использовать плёнку 120 и 220, получая как традиционные квадратные кадры (А16 и А24), так и кадры 6x4,5 (А16). Для съёмки на 70-мм перфорированную плёнку есть специальный магазин. В него помещается до 4,7 м такой плёнки, что даёт около 70 кадров. К сожалению для фотографов, такую плёнку у нас тоже найти проблематично. Для камер 200-й серии производятся магазины серии Е, имеющие электрические контакты для связи с экспонометрической системой камеры, через которые передаётся информация о светочувствительности заряженной плёнки. Специально для камеры 205FCC разработан магазин Е12СС, имеющий специальный регулятор контраста, позволяющий симулировать эффект изменения времени проявления плёнки при чёрно-белой съёмке по зонной системе.
Есть и магазин PolaPlus для комплектов Полароид типа 100. До появления цифровых задников съёмка на полароидные комплекты была единственным способом оперативного контроля освещения в кадре. Магазины выпускаются как полностью чёрные, так и хромированные, поэтому фотограф может подобрать комплект оборудования, что называется, в тон. Едва ли не обязательным аксессуаром профессиональной фотографии являются бленды; их выпускается довольно много, под объективы с разным фокусным расстоянием и разным диаметром передней резьбы. Наиболее универсальной является раздвижная «меховая» бленда Proshade 6093T, которую с помощью соответствующих адаптеров можно крепить к любому объективу (кроме рыбьего глаза 30 мм и особенно крупного FE Tele-Superachromat 300 мм).
Для макросъёмки существуют различные удлинительные кольца, раздвижной мех (и к нему удлинительная приставка). Для удобства визирования в разных условиях разработаны несколько видов видоискателей. Стандартным является обычный шахтный. Есть также жёсткий видоискатель с лупой (увеличение 3,3х). При использовании цифровых задников можно воспользоваться пятикратным увеличивающим видоискателем с полем зрения 4x4 см. Особую статью составляют призменные видоискатели. Их существует четыре модели. РМ90 - простейший, имеющий только диоптрийный корректор. РМЕ90 оснащён встроенным экспонометром (замер яркости точечный или центровзвешенный плюс замер освещённости через встроенный рассеиватель) и ЖК-дисплеем, по которому контролируются настройки. Призменный видоискатель РМ45 обеспечивает визирование под углом 45°, а РМЕ45, кроме того, оснащен таким же встроенным экспонометром, как и РМЕ90. Имеется также некоторое количество аксессуаров, разработанных для определённых моделей камер. Вайндер CW позволяет моторизовать протяжку плёнки на камере 503CW (и предыдущей модели 503CXi). Он заменяет стандартную рулетку и обеспечивает скорость съёмки до 0,8 кадра/с. Для камер 203FE и 205FCC выпускается вайндер F. Он тоже заменяет рулетку протяжки плёнки, но управляется с камеры, спуск также производится «камерной» спусковой кнопкой. Использовать его можно и с более старыми камерами 2003FCW и 2000FCW. Разумеется, в достаточном изобилии существуют сменные фокусировочные экраны, есть и немало других аксессуаров, от рукояток для правой руки до фирменных сумок, кофров, быстрых штативных разъёмов и т.п.


Rolleiflex 6001 Professional/ 6008 Integral 2/6008 AF

Камеры 6000-й серии могут считаться самыми электрифицированными камерами формата 6x6 см. Главная особенность, объединяющая все три модели, - встроенный (то есть пристроенный снизу, как на Хассельбладе 555ELD) мотор с питанием от специальной аккумуляторной батареи (батарея заряжается от сетевого адаптера, но имеет и разъём для подключения к автомобильной сети постоянного тока напряжением 12 В). Этот мотор позволяет вести серийную съёмку со скоростью от 1,5 (6001 Professional) до 2,5 (6008 Integral 2) кадра/с.
Камеры Rolleiflex работают с объективами Carl Zeiss PQ и PQS, а также Schneider. Для модели 6008 AF разрабатываются автофокусные объективы, но она совместима и с неавтофокусными (впрочем, совместимость действует в обе стороны - автофокусные объективы можно использовать и на неавтофокусных камерах). Более старые Цейссы тоже могут использоваться, но замер экспозиции с ними возможен только по рабочей диафрагме (если камера его обеспечивает). На современных объективах стоят центральные электронноуправляемые затворы, отсекающие выдержки от 1/1000 до 30 с. Первая камера - 6001 Professional -является базовой моделью системы. Она не имеет экспонометрии для обычной съёмки, но при этом оснащена кремниевым фотодиодом, обеспечивающим TTL-управление согласованными (через соответствующий адаптер SCA) вспышками. В сочетании со встроенным мотором этот агрегат более всего подходит либо для вдумчивой работы с отдельным экспонометром, либо для интенсивной студийной «долбёжки» при контролируемом освещении. Продаётся камера в комплекте со стандартным объективом Carl
Zeiss Planar 80 мм PQ.
Модель 6008 Integral 2 оснащена весьма совершенной экспонометрической системой, обеспечивающей как центровзвешенный, так и точечный замеры. Более того, она позволяет делать усреднение результатов пяти измерений. Наличие точного экспонометра и мощного питания позволило создателям оснастить камеру полным набором режимов экспонирования - есть полностью автоматическая программа, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы и, разумеется, ручной режим. Экспокоррекция вводится несимметрично -от -4 2/3 ступени до +2 ступеней. Есть и функция автоматической эксповилки; её диапазон - до ±2/3 ступени - свидетельствует о том, что использовать её предполагается только при съёмке на слайдовую плёнку. Ещё одна продвинутая функция этой модели - замер экспозиции при использовании студийных вспышек, причём при любых выдержках (для этого требуется дополнительный подключаемый пульт управления MasterControl). Наконец, как уже отмечено, эта модель является самой быстрой, обеспечивая скорость съёмки до 2,5 кадра/с. Самым радикальным обновлением системы за последнее время стало появление камеры 6008 AF - первой автофокусной камеры «квадратного» формата (в формате 6x4,5 автофокусировка уже стала явлением распространённым). Наличие системы автофокусировки немного «замедлило» камеру (скорость серийной съёмки понизилась до 2 кадров/с). Все основные функции соответствуют модели 6008 Integral 2, но появилась и новая: при использовании вспышек, подключаемых через адаптер SCA 562, фотограф может выполнять замер импульсного света по предварительной вспышке. Заодно светодиодный дисплей видоискателя сменился более информативным жидкокристаллическим. Стандартным для всех камер является магазин для плёнки 120 и формата кадра 6x6, причём плёнка заряжается не непосредственно в магазин, а во вкладыши, которых можно иметь несколько, предварительно заряженных. Дополнительно можно приобрести магазины для плёнки 220, а также для формата 6x4,5 (как на тип 120, так и на 220). Выпускается и магазин для полароидных фильмпаков. Наконец, ко всем камерам можно стыковать соответствующие модификации цифровых задников. Сменными являются и фокусировочные экраны, и видоискатели. Среди дополнительных аксессуаров имеются призменный видоискатель и «жёсткая шахта». Специальный разъём, имеющийся на камерах серии 6008, позволяет не только управлять камерами через пульт MasterControl, но и подключать камеры к компьютеру (PC или Macintosh), а через компьютер можно управлять вообще всеми функциями камеры.

Rolleiflex 2.8FX/4FW

Это - два воплощения некогда процветавшего племени двухобъективных зеркальных камер (TLR).
Раньше, как уже отмечено, ими снимали очень многие фотографы от любителей до профессионалов. Теперь же прогресс привёл к тому, что немногие осколки этого племени стали оружием особой категории фотографов - эстетов, находящих особую прелесть именно в работе такой аппаратурой. Двухобъективные Роллейфлексы -настоящие шедевры точной механики и прецизионной оптики. Это чисто механические камеры, оснащённые стандартным объективом Rollei Planar 80 мм f/2,8 в первом случае и широкоугольником Schneider-Kreuznach, Super-Angulon 50 мм f/4 во втором.
Отсутствие зеркала в съёмочной камере позволило разработчикам выбрать в каждом случае оптимальную оптическую схему, близкую к симметричной. Визирование выполняется через верхний объектив соответствующего фокусного расстояния (но, разумеется, более простой оптической конструкции). Во всём, кроме объектива, обе модели одинаковы. Они оснащаются центральным затвором (1/500-1 с). Установленные диафрагма и выдержка сообщаются встроенному экспонометру, то есть работа ведётся в ручном режиме с замером. Фокусировочные экраны сменные, стандартный шахтный видоискатель может заменяться одним из призменных (с углом визирования 90 или 45"). Камеры поддерживают TTL-управление согласованными вспышками.

Bronica SQ-Ai и SQ-B

Однотипные камеры модульной конструкции. Модель SQ-Ai позволяет снимать не только в ручном режиме, но и в режиме экспозиционной автоматики приоритета диафрагмы, однако для этого фотограф должен приобрести призменный видоискатель со встроенным экспонометром, поддерживающий такой режим (есть и экспонометрический призменный видоискатель, который не поддерживает экспозиционную автоматику). Специальный адаптер системы SCA обеспечивает TTL-управление вспышками Metz (замер по отражённому от плоскости плёнки свету). Кстати, о затворе: затворы центральные (диапазон выдержек 1/500-16 с) и встраиваются в объективы. А объективы типа Zenzanon PS выпускаются с фокусным расстоянием от 35 мм (рыбий глаз) до 500 мм; есть и два телеконвертера -1,4х и 2х. Интересная особенность оптики - отсутствие гнезда для спускового тросика. Затвор имеет электроспуск, поэтому гнездо поставлено непосредственно на камеру. Благодаря этому при смене объективов перевинчивать спусковой тросик с одного на другой не нужно.
При создании камер модульной (если угодно, «кубической») конструкции трудно изобрести что-то радикально новое, поэтому внешне Броники походят на Хассельблады. Не только внешне, но и изобилием расширяющих возможности аксессуаров. Причём шахтными и призменными видоискателями, сменными фокусировочными экранами, удлинительными кольцами, блендами обычными сменными магазинами для плёнки список не исчерпывается. Оригинальными аксессуарами системы Bronica являются магазины для использования узкой, 35-мм плёнки. Один позволяет получать обычные кадры 24x36 мм, другой - панорамные кадры 24x54 мм.
Модель SQ-B является бюджетным, чисто механическим вариантом камеры SQ-Ai. Её электрическая цепь, работающая от «таблетки» LR44, обеспечивает управление затвором. Камера полностью совместима со всеми системными аксессуарами, но не имеет экспозиционной автоматики и не поддерживает TTL-управление вспышками. Зато одна выдержка - 1/500 с - может отрабатываться механически, что спасёт фотографа при истощении батарейки, причём как в студии, так и на улице (при хорошем освещении).

Киев-88 TTL

Эта камера - современное воплощение старого «рашенблада» Салюта. Это чисто механическая камера, сохранившая наследственную совместимость, в частности с хассельбладовскими плёночными магазинами. Затвор на камеру ставится шторный фокальный, с неплохим диапазоном выдержек — 1/1000—1/2 с, минимальная выдержка синхронизации по старой советской традиции составляет 1/30 с. В прошлом были попытки поставить на камеру ламельный затвор, обещавший сокращение выдержки синхронизации, однако они не увенчались успехом. Крепление объективов — пентаконовский байонет (то есть камера совместима не только с украинскими Арсатами, но и с большим количеством старых немецких объективов, в том числе Schneider-Kreuznach, Carl Zeiss, Meyer).
По нынешним временам камеры Киев являются импортными. Заграничный завод «Арсенал» потихоньку продолжает вносить в камеру и сопутствующие товары отдельные модификации. Однако делается это, очевидно, по настоянию экспортных фирм и организаций, продающих Киевы за рубежом.
Киев-88 TTL CM - «рашенблад», самая доступная системная зеркалка 6x6 модульной конструкции. Так, за последние несколько лет в продаже стали появляться модели 88 TTL СМ (со встроенным в призменный видоискатель спотметром; в комплект входит и простой шахтный видоискатель), и MLU (с предварительным подъёмом зеркала). Нередко камеры подвергаются специальной предпродажной подготовке, для которой созданы специальные фирмы. Но даже после такой подготовки камера остаётся самой доступной модульной зеркалкой, опережая по соотношению цены и качества Хассельблады и Роллейфлексы. Во всяком случае, ей часто пользуются начинающие фотографы, желающие освоить тонкости съёмки на средний формат. А оптика, кстати, бывает весьма высокого качества, позволяющего оценить преимущества среднего формата над малым.

Киев-60 TTL

Большая и тяжёлая зеркальная камера, похожая на резко увеличенную в размерах маленькую и лёгкую 35-мм зеркалку. Плёнка, кстати, перезаряжается по «узкоплёночному» способу: задняя крышка откидывается, и плёнка укладывается в фильмовый канал. Это просто, но возможность оперативно сменить тип плёнки, существующая у камер со сменными магазинами, в данном случае отсутствует начисто. Фокальный шторный затвор - такой же, как и на Киеве-88, совпадает и диапазон выдержек. Призменный видоискатель со встроенным TTL-экспонометром можно заменить шахтным. Последняя модификация камеры, о которой нам известно, имеет устройство предварительного подъёма зеркала (MLU). Удобство работы с рук, присущее камерам обычной узкоплёночной компоновки, в данном случае «компенсируется» немалым весом и громоздкостью камеры, а также довольно сильным хлопком зеркала при съёмке. В то же время цена, как и в случае с камерой Киев-88, является фактором, перевешивающим множество недостатков (если именно цена является существенным фактором при покупке). Однако для обучения всем премудростям среднего формата, на наш взгляд, больше подходит 88-й, позволяющий пользоваться сменными магазинами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы познакомили вас с существующими на рынке среднеформатными камерами в той их части, которая создана для съёмки квадратных кадров 6x6. Это территория, на которой царят легендарные производители -Роялей (Ролляй, как говорят многие, в том числе и сами немцы) и Хассельблад. Но рядом с ними существуют и более демократичные Броники, и просто недорогие (сравнительно) Киевы, занимающие место камер первоначального обучения. У камер 6x6 богатое прошлое, однако они уверенно занимают свою часть рынка и в настоящем, останутся они и в будущем. Даже в цифровом - учитывая простоту замены плёночного магазина цифровым задником. Да, прямоугольный кадр привычнее квадратного. Фотографии в книгах, газетах и журналах почти всегда прямоугольны. Но и квадратные снимки не просто существуют, но и бывают весьма интересными, в том числе и по композиции. Лишним тому подтверждением являются фотоснимки из календаря Hasselblad Masters-2004.