dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Использование световолоконной кисти

Невольно ловишь себя на том, что хочется съесть все, что видишь на снимке: будь то красная смородина и сочные персики или проще — горка крупной соли, луковица с капельками воды, свежесваренная картошка в мундире, петрушка и разрезанный вдоль огурец. Что же должно вызвать такую реакцию? Потрясающая реальность изображения. Именно этого можно добиться с помощью световолоконной кисти.


— Как все началось?
— История такая. Световолоконная кисть попала мне в руки два года назад. Ее привезла из Америки одна моя знакомая и дала мне на неделю попробовать в работе. Так появились два натюрморта: ложки и цветы. Я называю их ученическими работами, так как снимал с кистью первый раз и для себя. Что пришло тогда мне в голову — надо попробовать снимать только с одним этим источником света.
— Почему?
— Студия для серьезной съемки натюрморта нужна огромная и со сложной техникой. Это хлопотно. А если говорить только о вспышках, то это еще и очень дорого. Помимо этого, снимать с рассеянным светом (натюрморт этого часто требует) мне никогда не было интересно. Поэтому этим жанром я и не занимался.
— Что сложного в работе со световой кистью?
— Специфика точечного света. Оказалось, что повторить дважды одно и то же освещение просто невозможно. Может показаться, что это неудобно, но зато появляется возможность моделировать свет на каждом предмете композиции, управлять им и соответственно цветом. При этом я отошел от канонов натюрморта, в соответствии с которыми должен быть основной рисующий свет, идущий от одного источника: окна, солнца и т.д. Я решил, что основного рисующего не будет — пусть у каждого предмета будет свой отдельный.
— А если будет двадцать предметов?
— Будет двадцать рисующих светов. Посмотри на стакан. Он освещался с трех точек: сверху, чтобы выявить ободок и капельки, сзади на газету — просветить фактуру стекла. Непосредственно освещалось узким пучком дно, чтобы оно не проваливалось па снимке. Селедка тоже подсвечивалась с разных сторон: хвост, голова, плавники. Отдельно высвечивался рот. Плюс к этому — делалось общее освещение. Такой же принцип и с луком. При этом у каждой луковицы свой контровой свет. Поэтому так хорошо читаются капельки воды — они объемные. Ради чего все это? Чтобы выявить объем, фактуру, чтобы предмет был вкусным, и его хотелось потрогать.
— Как это делается?
— Техника проста: заранее выставляешь композицию; наводишь резкость; выключаешь свет в студии; открываешь затвор аппарата; включаешь фонарик и начинаешь освещать нужные тебе точки. Но — основная и самая сложная работа выполняется до самой съемки. Нужно выявить, сколько света отражает предмет, красиво ли передана его фактура; продумать соотношение яркостей: что освещать больше, а что меньше. Тот же огурец можно снять так, чтобы он четко читался в кадре, а можно, наоборот — оставить его в тени, сделать потемнее.
— Итак, что нужно заранее?
— Соотношение яркостей, направление освещения, сколько будет точек приложения света. Важно все записывать. Нашел интересную точку — записываешь. Огурец. Верхний свет. По норме нужно пять секунд, но я хочу темнее — записываю три секунды. Фронтальный свет. По норме, чтобы фактура совсем не провалилась, достаточно секунды. Так и записываю. Потом — фон за огурцом и так далее: все пятьдесят точек освещения. Записал, начинаешь высвечивать и обязательно ставить галочки — это сделал, это сделал. Немного рутинно. Причем неудобно то, что результат съемки станет полностью ясен только после проявки. Ведь увидеть такую картинку в жизни нельзя. Не было случая, чтобы я получил то, что хотел на все сто процентов.
— Почему?
— Потому что рука не в состоянии повторить движение кистью.
— Что делать?
— Можно двигать кистью над объектом. Предположим, надо осветить луковицу. Это десять сантиметров. На каждую точку мне нужно пять секунд. Следователыю — экспозиция будет пятьдесят секунд. Начинаешь водить кистью над луковицей. Процесс долгий. В этом есть свои плюсы и минусы: порой что-нибудь забываешь осветить вообще, порой видишь, что можешь осветить лучше, чем записано, и начинаешь менять.
— Есть ли у предметов свои особенности?
— Некоторые предметы сильно поглощают свет. В натюрморте с букетом верхние цветы «проваливались» полностью. Замеришь падающим свет по серому; сделаешь экспозицию; а на слайде цветов нет вообще — они даже не проявляются. Оказывается, коэффициент светопоглощения у сухой красной розы велик настолько, что съедает девяносто процентов света. При этом светлые розы рядом — как замерил, так и светятся. Таким образом, только попробовав и сделав поправки, можно добиться того, что нужно.
Можно при съемке применять цветные фильтры: желтый, красный и синий и очень часто — теплые желтые и оранжевые. Они использовались при подсветке огурцов и картофеля. Камеры широкого формата: Cambo и Sinar. Объектив Rodenstock 150mm. На один снимок может уйти от 20 минут до 3 часов. Что касается самой световой кисти, то автор, как-то появившись у своего друга с американской моделью, заинтересовал его настолько, что тот через полгода сделал отечественный вариант — более удобный и надежный. Наша кисть работает полтора-два часа без остановок, тогда как зарубежная через каждые полторы минуты выключается на тридцать секунд. Фотограф снимает кистью уже два года. Технология постепенно меняется. Съемка заказной рекламы требует повторяемости результатов, и теперь фотограф использует вместе с кистью несколько слабых стационарных галогенных светильников для видеосъемки.Забавно, что увлечение натюрмортом началось в бане. В Троицын день, перед отъездом во Вьетнам, пошел фотограф в лес наломать веников. Как залез на березу, так сук под ним и сломался. Упал он да так, что ребрами на пень. Конечно, о Вьетнаме пришлось забыть тут же и скорее подумать о больнице. Когда из больницы его выписали, то ни сидеть, ни лежать он не мог — только стоять. Так как стоять было небольно, то в бане на полке он сделал всю съемку.