dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Панорамная съемка

Вероятно, у каждого, кто хоть раз брал в руки фотоаппарат, рано или поздно появляется желание раздвинуть видимые границы кадра вширь. Раньше вслед за этим желанием следовала покупка широкоугольных объективов. Потом даже могла появиться крамольная (с точки зрения домашних) мысль: «А не прикупить ли еще и «Горизонт»? По этому пути пошел в свое время и я, когда после почти тридцатилетнего перерыва, в начале нового века, вернулся в мир фотографии. Старых негативов 50—60-х годов хватило года на полтора. Я начал их сканировать, обрабатывать, а затем и печатать, получая огромное удовольствие от гибкости цифрового процесса. Старую добрую «Практику» сменил на современный Pentax MZ-5 с парой объективов. Но мысль о «Горизонте» не оставляла меня в покое. Я посматривал даже на широкий «Горизонт». Хорошо что он в тот момент не продавался. Все-таки в таком виде фотосъемки, как панорамный формат есть что-то колдовское. Он затягивает зрителя в себя, дает совершенно иное видение мира.



Наложение швов

Санкт-Петербург — город очень фотогеничный. Снимает его огромная армия фотолюбителей и профессионалов. Казалось бы, найти что-то новое, свое — задача почти нереальная. Но именно желание показать этот город с новой стороны вкупе с прекрасной оптикой Pentax подтолкнул меня к съемке составных панорам. Каждый, кто хоть раз пытался сделать такие панорамы, понимает, что успех конечного снимка целиком зависит оттого, насколько чисто удастся сшить панораму из нескольких кадров. Раньше их просто склеивали, подгоняя при печати плотность и масштаб конечной картинки на отпечатках. Сейчас, конечно же, такой способ выглядит архаикой. Логичнее использовать компьютерные программы. Гибкость контроля за параметрами цифрового изображения и чистота результата не идет ни в какое сравнение с бумажной печатью. Однако если вы просто загрузите оцифрованные снимки в редактор изображений и попытаетесь склеить их там вручную, то от вас потребуется не меньше усилий, чем при ручной печати. Имея некоторый опыт работы с программой Adobe PhotoShop, я понимал, что эта прекрасная программа мне не очень поможет — процесс сведения отдельных кадров будет в ней слишком трудоемким. С самого начала были отброшены и не рассматривались те программы, которые декларировали возможности сшивки (stitching), но отказывались работать с несжатыми TIFF-файлами. Как правило, это были программы, рассчитанные на пользователей цифровых мыльниц. Первый опыт сшивки двух кадров, нахально снятых с рук, был получен с помощью программы Adobe PhotoShop Elements . После доработки в Adobe PhotoShop панорама Дворцового моста попала на выставку (широкая сторона — 90 см). Мне пришлось перепробовать еще ряд программ, пока в руки ко мне не попала программа The Panorama Factory. После нее уже ничего другого искать не хотелось. Для чистоты эксперимента я раздобыл еще только популярный Canon Utilities PhotoStitch.

Adobe PhotoShop Elements

Программа вполне работоспособная. Ее можно рекомендовать начинающим пользователям. Быстро складывает панораму, допускает поправки в совмещении кадров, но совершенно не заботится о сведении яркости сшиваемых изображений. В связи с этим после сшивки приходится затрачивать довольно много времени на сглаживание в редакторе границ кадров. Главный недостаток — разрешение выходного изображения значительно меньше, чем у исходных файлов — оно лишь немного превышает 1000 dpi при малых размерах кадра. Выставочный формат напечатать не всегда возможно.


Canon PhotoStitch

Сшивает быстро. Однако на зимней панораме «Новой Голландии» видно, что свести детали кадров совсем без погрешностей ей не удалось. При работе требуется задавать фокусное расстояние объектива. Если ошибешься (что при использовании зума вполне возможно), детали сшиваемых кадров могут не совпасть. Но по сумме впечатлений эта программа работает значительно аккуратнее, чем Adobe PhotoShop Elements. Во всяком случае, можно говорить о более аккуратном сведении яркостей соседних кадров. Выходное разрешение — 200 dpi при максимальных размерах кадра, что лучше, чем у Adobe PhotoShop Elements. Большой плюс этой программы для покупателей цифровых камер Canon состоит в том, что она достается им бесплатно и рассчитана на специальный режим панорамной съемки, имеющийся в этих камерах. В паре с ним программа работает превосходно.

The Panorama Factory

Разработка американской компании Smoky City Design. Даже при беглом взгляде на экран понимаешь, что программа рассчитана на профессионалов. Два режима — «мастер» и «классический». Много настроек. Пользователю предлагается определить тип камеры и размер кадра, задать фокусное расстояние объектива и точность его оценки. Быстрой ее назвать нельзя, но это скорее основательная неспешность мастера. В процессе сшивки программа информирует о своих действиях. Главное ее достоинство — она не снижает разрешение исходных кадров, полученное при сканировании или съемке. В установках есть возможность включить экспозиционную пригонку сшиваемых кадров, которая работает превосходно. В процессе работы я столкнулся с одной непонятной мне проблемой — экспозиция выходного изображения, вычисленная программой, требует корректировки. Поэтому режим общей экспозиционной коррекции лучше отключать. Программа может сшивать кадры как по короткой, так и по длинной стороне, правда, при этом все кадры должны быть одного размера. Панорама может быть как горизонтальной, так и вертикальной, правда, в последнем случае ее следует положить набок. Пользователь может вмешиваться в процесс и корректировать в некоторых пределах полученное сшитое изображение. Несколько слов о технологии сшивки. Для получения наилучших результатов все кадры следует снимать с одной точки одной камерой и объективом с одним и тем же фокусным расстоянием. Передняя и задняя стенки фотоаппарата должны быть выставлены но уровню. В идеале при съемке горизонтальных панорам камера должна вращаться в горизонтальной плоскости вокруг переднего узла линзы. Для меня это требование оказалось неожиданным, хотя, если хорошенько подумать, оно вполне логично. Пришлое что-то изобретать, точнее, использовать самостоятельно доработанные пентаконовские установочные салазки для макро съемки с раздвижным мехом. Относительно экспозиции. Все снимки лучше делать с одними и теми же параметрами экспонирования, установленными вручную (то же относится и к одинаковым условиям сканирования). Некоторый разброс в экспонировании может быть исправлен при сшивке. При создании панорам с углом охвата 360° солнце находится под углом, поэтому на различных кадрах оно будет светить то в объектив, то в спину. В этом случае лучше использовать автоматическое экспонирование. Надо отметить, что данная программа удивительно терпимо относится к погрешностям установки камеры. И, главное, после того как появился редактор Adobe PhotoShop с режимами трансформации, больше можно не мечтать об объективе shift&tilt. Перспективные искажения исправляются как в исходных кадрах, так и в выходном изображении.