dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Пикториализм

В последние годы в нашей фотолитературе термин "пикториальная фотография" мелькает регулярно, да и на выставках работы, формально относящиеся к этому направлению фотоискусства, я встречаю всё чаще. Интерес к нему среди творчески работающих фотографов простой формулой "Новое есть хорошо забытое старое" полностью не объясняется. У фотографов, занимающихся художественной фотографией, поиск собственного языка проходит порой долго и мучительно, приводя их к самым разным, порой противоположным, стилям и техникам, в том числе и к пикториализму. 


Заметных художественных результатов в нём достигли совсем не те, кто самобытную пикториальную форму использует в качестве броского новомодного "прикола", способного привлечь внимание к снимку. Успеха достигают те, чьё восприятие пространства и композиции снимка органически близко каноническому пикториализму начала XX века: умышленный уход от мелкой фактуры предметов к их общим массам, усиление тональной перспективы и глубины сцены, акцентирование в изображении не тени, а света. Если считать самым главным признаком пикториальной фотографии обобщение рисунка, то условное деление пикториализма на "оптический" и "лабораторный" представляется мне вполне обоснованным. При этом замечу, что и изобразительная, и даже чиcто техническая сторона оптического направления была представлена в периодической фотолитературе неоднократно, А. Ерин "Не совсем простая линза", в то время как о лабораторных технологиях никаких свежих сведений давно нет. С одной стороны, это может объясняться чрезвычайной сложностью и трудоёмкостью печати с помощью солей хрома, которых не побоялся единственный, пожалуй, наш соотечественник Андрей Клюев, в своих лабораторных дерзаниях преуспевший. Другое объяснение состоит в быстро развивающихся возможностях компьютерной трансформации фотографических изображений. С компьютером, однако, много своих проблем, связанных в первую очередь с выводом изображений на бумагу. Профессиональные принтеры для печати выставочных форматов мало кому доступны по цене в отличие от фотоувеличителей, да и на выходе получается не авторская работа, а механическая копия, которая не интересна ни продвинутому зрителю, ни тем более рынку художественных произведений. Кстати, аналог негатива традиционной фотографии - цифровой файл - слишком легко 
копируется и уходит из-под авторского контроля, что также настораживает. Таким образом, настоящему фотографу придётся ещё какое-то время работать с фотобумагой в тёмной комнате, а потому есть смысл расширять свои изобразительные возможности в рамках обычной фотолаборатории.
Нет ничего глупее, чем описывать словами, как вкусна дыня, - её надо попробовать. Так и я предлагаю страждущим выразительной фотографической формы попробовать себя в пикториальной фотографии, предупреждая, однако, о трудности этого пути, связанного с некоторыми самоограничениями в выразительных средствах. Тонкое цветовое и тональное чутьё и прекрасное видение композиции для пикториалиста абсолютно необходимы, иначе разочарования гарантированы. Даже если окажется, что пикториальная фотография не является вашим родным фотографическим языком, всё равно её изобразительный опыт дорогого стоит. Было дело, я и сам на пленэре с удовольствием "пиктореальничал", но, поняв, что это не совсем моё, положил на полку мягкорисующую оптику и уже лет пять к ней не прикасаюсь, зато занимаюсь порой лабораторными трансформациями изображений вполне в пикториальном духе, используя доступные для грамотного фотографа технологии. Об одной из них речь и пойдёт.


Печать со слайда через оптически изменённый интернегатив


Последние годы, работая в основном с полиграфическими фирмами, я постоянно вынужден снимать на обращаемую плёнку. Количество слайдов в архиве, таким образом, быстро растёт, но показать что-либо из последних работ на выставках удаётся с трудом, поскольку прямая печать со слайда по процессу R-3 дорогостояща и, увы, весьма капризна, добиться качественного результата удаётся не всегда. Желание перенести свои снимки на бумагу без помощи компьютера подтолкнуло меня к очевидному альтернативному ходу: я занялся изготовлением негативов (для начала чёрно-белых, и только после удачных проб цветных) с некоторых слайдов форматов 6x6 и 6x7 см путём их репродуцирования, имея под рукой лишь самое простое оборудование. Тогда я и вспомнил о прочитанном когда-то давно способе изготовления фотографий "под живопись" с помощью пересъемки слайдов через неотражающее стекло, т.е. стекло, имеющее на одной из поверхностей неглубокий рельеф, разбивающий блики и не позволяющий образоваться зеркальному отражению. Подобное стекло нашлось в обычной рамке для фото, но эффект оказался слабым отчасти из-за свойств самого стекла, отчасти из-за формата слайда. Если бы переснимался слайд 24x36 мм, что потребовало бы большего увеличения, то результат был бы значительно лучше.
Продолжив поиски, я обнаружил достойную замену неотражающему стеклу: тиснёный полиэтилен от тонких папочек для деловых бумаг, продающихся в любом канцелярском магазине, оказался прекрасным преломляющим фильтром как раз для среднеформатных слайдов. Разные фирмы выпускают папки с различным тиснением, что позволяет буквально за копейки собрать богатый ассортимент всевозможных преломляющих сред на любой вкус и под любую изобразительную задачу. Нет ничего страшного, если полиэтилен окажется чуть окрашенным: при печати с негатива избыточный цвет легко убирается. В частности, слайд, на основе которого сделана фотография "Ростовский кремль", переснимался через полиэтилен голубого цвета. Необходимо подробнее остановиться на особенностях изготовления таких интернегативов и необходимом для этого самом простом приспособлении, которое может собрать каждый. Обычно при репродуцировании слайда на просвет контраст возрастает, стало быть, слайды на плёнке ORWOchrom мало пригодны для этой процедуры, другое дело Ektacrome 100 Plus, которую я вообще предпочитаю всем другим плёнкам для съёмок пейзажа и архитектуры и на которой сняты все исходные слайды для приведённых в качестве иллюстраций работ. Чтобы получить хороший негатив, рекомендую использовать плёнку Kodak ProFoto 100. Она имеет невысокий контраст, так что и негатив печатается без проблем, и отпечаток выходит довольно насыщенным по цвету. В качестве источника света при пересъёмке удобно использовать световой стол для просмотра слайдов Kaiser Prolite. Он достаточно ярок, а его свет имеет цветовую температуру 5400 К. Для обеспечения хорошей равномерности света следует расположить слайд на расстоянии 15-20 см от стола и поместить посередине между ними матовое стекло размером не менее 13x18 см.
Обращу внимание на одну существенную деталь: между слайдом и полиэтиленовой плёнкой обязательно должен быть зазор. В противном случае желаемый рисунок не образуется. Величину зазора каждый должен найти экспериментально в соответствии со своими представлениями об окончательном изображении на снимке с учётом сюжета и масштаба увеличения при печати. Исходя из моего опыта, оптимальная величина зазора при пересъёмке среднеформатных слайдов составляет около 3-4 мм. Держателем для слайда прекрасно послужит негативная рамка от фотоувеличителя  Krokus, прижимные стёкла которой имеют толщину 2,5 мм, а толщина стального листа, из которого она отштампована, равна 0,8 мм. Таким образом, если непосредственно на верхнюю (поднимающуюся) часть рамки положить полоску тиснёного полиэтилена, то расстояние между ней и слайдом (прижимное стекло + металл) будет как раз таким, как необходимо. Конструкция этой рамки удобна ещё и тем, что она снабжена подвижными шторками, позволяющими не только закрыть яркое поле вокруг слайда, чтобы уменьшить паразитную засветку, но даже выполнить кадрировку слайда. Для надёжности полоску полиэтилена неплохо приклеить к рамке липкой лентой, а уж как закрепить над столом саму рамку, матовое стекло и камеру, пусть каждый фотограф решит сам. Излишне говорить, что перпендикулярность оси объектива к плоскости слайда и отсутствие вибрации конструкции при работе обязательны.
Пересъёмку слайдов я производил среднеформатным фотоаппаратом Киев-6 C. Его настройка и фокусировка осуществлялись по приставке с матовым стеклом из набора КПС. Этот набор - чрезвычайно удобная вещь: на родном экране фотоаппарата из-за микрорастра и линзы Френеля рассмотреть получаемый рисунок и резкость крайне трудно. Объектив МС Волна-3 80 мм  f/2,8 был поставлен на удлинительное кольцо передней линзой назад, поскольку масштаб съёмки был чуть меньше 1:1 размер изображения на негативе оказался 52x52 мм). Замер экспозиции делался через пентапризму с TTL-экспонометром.
Некоторый опыт позволяет сделать первые общие выводы. Во-первых, присмотревшись к фотографиям, можно видеть, что полученное изображение напоминает масляную живопись лишь отчасти: настоящей фактуры мазка здесь нет. Во-вторых, структура нашего импровизированного фильтра явно проступает на больших, ровно окрашенных площадях снимка, в частности на небе. Считать ли это серьёзными недостатками данной техники? Думаю, всё же нет. Имитация живописи, как говорится "в ноль", никогда не была идеалом даже классического пикториализма, который активно использовал сюжетные и композиционные разработки современной ему живописи и, даже бравируя почти рукотворным изображением, оставался в своей основе подчёркнуто фотографичным. Кроме того, для имитации живописи существуют специальные технологии, например, печать через вазелиновую маску. Скрупулёзное копирование формы может быть хорошим лабораторным упражнением, но ожидать на этом пути художественных достижений не приходится.
И, наконец, в-третьих. При описанной выше трансформации изображения выигрывают снимки, содержащие зоны, где сосредоточено много мелких контрастных деталей, перемежающихся с зонами, относительно спокойными по фактуре. Обилие мелких деталей, рассредоточенных равномерно по всей площади фотографии, превращает её в сплошной пёстрый ковер, лишая объёмности и затрудняя прочтение композиции. Последнее, к слову, в той или иной степени можно отнести к любой фотографии, что полезно помнить всякому снимающему. Формы некрупных предметов настолько искажаются, что порой происходит автоматическая ретушь снимка без всякого Photoshop'a: из пейзажа исчезают "лишние" люди, превращаясь в прихотливые "мазочки", не говоря уж про пивные банки - бич каждого фотографа-пейзажиста, вынужденного на уборку территории тратить времени больше, чем на саму съёмку. А вот целесообразность использования описанного метода для портрета весьма сомнительна. В живописном портрете художники чётко прорисовывали глаза — зрительный центр человеческого лица (разумеется, это справедливо только о живописи реалистического направления), в то время как разрушение мелких деталей при репродуцировании слайда через преломляющую среду полностью или частично сотрёт зрачки и размоет глаза портретируемого. Зато в другом традиционно пикториальном жанре — натюрморте — экспериментировать можно смело. И самый последний совет: запаситесь терпением и не оставляйте занятия при первых неудачах. Умение изображать на фотографии как хочешь, а не как получается у фотоаппарата, приходит с собственным опытом, который не заменит в нашем деле ничто.