dencospb.ru
 
 

Каталог

 
 
 
 
 
 
 
 

Передача пространства

Наше зрение - стереоскопическое. Именно за счет этого мы воспринимаем пространственное разделение предметов и даже можем на глазок довольно точно определить расстояние до того или иного предмета.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Возьмите два карандаша и, держа их перед собой, коснитесь кончиками их грифелей друг друга. Если у вас все в порядке со здоровьем - более-менее нормальное зрение и не дрожат руки, - вы проделаете это с первого раза. А теперь положите карандаши на стол. Закройте один глаз. Снова возьмите карандаши и попробуйте повторить эксперимент, не открывая глаз. С первого раза у вас ничего не получится. Со второго, скорее всего - тоже. Да и с третьего, скорее всего, тоже промахнетесь.

 

Правило первое: для действительно хорошей передачи пространства недостаточно разноразмерности предметов. На детском рисунке два домика, большой и маленький. Но согласитесь, как-то не ощущается, что маленький домик дальше большого. Мы, скорее, видим просто два домика - большой и маленький. Но стоит только приподнять маленький домик, как тут же словно по мановению волшебной палочки он отъезжает на задний план, и появляется ощущение пространства.
Можно продолжить эксперимент и поменять домики местами. Поразительно! Маленький домик не только вновь приблизился, теперь порой возникает ощущение, что большой домик - дальше. Глаз соединяет два домика невидимой композиционной линией. Поскольку эта линия идет от края к центру, она воспринимается как линия перспективы. Что полностью укладывается в привычную для нашего мозга картину: по мере расположения предметов на перспективной линии они визуально уменьшаются. В первом случае композиционная линия идет не к центру и потому не воспринимается как перспективная, и мозг стоит перед выбором одного из двух равнозначных решений: то ли маленький домик дальше, то ли он просто ближе. 
Таким образом, первое наше правило будет окончательно звучать так: разноразмерность предметов только тогда создает ощущение пространства, когда они уменьшаются от краев к центру кадра. Даже если в центре вашего кадра расположен очень крупный предмет, постарайтесь построить кадр таким образом, чтобы это была не самая крупная деталь на вашей фотографии.
И отсюда вытекает первая практическая рекомендация: для того, чтобы самый плоский кадр приобрел глубину, достаточно всего лишь разместить ближе к какому-нибудь краю любой крупный предмет. Этого будет достаточно, чтобы снимок резко изменился.

Правило второе.
Перспектива в чистом виде. И это лучший способ передать пространство, затмевающий все остальные способы. Если в вашем кадре есть такой предмет, размеры которого меняются в соответствии с перспективой, этого уже достаточно. Именно поэтому так велико количество пейзажей с утекающей вдаль речкой, убегающей дорогой, уходящим забором. Лучшего средства передать пространство пока еще не придумали.

Правило третье.
«Затускнение» цвета. Это тоже способ передать пространство, только не перспективный, а тональный. В наши мозги заложена программа, говорящая о том, что очень далекие предметы всегда приглушаются воздушной дымкой. Собственно воздушную дымку для передачи пространства часто используют и художники, и фотографы-пейзажисты. Существуют даже специальные оптические светофильтры для усиления дымки.
Однако «эффект дымки» можно использовать и для тех сюжетов, где ее не может быть в принципе, например при съемке интерьеров. Ведь что делает воздушная дымка? Она снижает контраст удаленных предметов. Она «разбеливает», осветляет дальний план. Она снижает четкость восприятия удаленных предметов. И соответственно наш мозг так настроен, что менее контрастные, более светлые, менее четкие предметы он при прочих равных условиях воспринимает как более далекие. Поэтому если тональность вашего кадра будет по краям темнее, чем в центре, или если контраст будет смягчаться по мере продвижения к центру, это усилит пространственное восприятие снимка. Независимо от того, что на нем изображено.